20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Октябрь 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Доклад на расширенном заседании Исполкома Всемирного курултая башкир 9 октября 2009 г
Доклад на расширенном заседании Исполкома Всемирного курултая башкир 9 октября 2009 г
О мероприятиях Исполкома Всемирного курултая башкир, связанных с подготовкой к предстоящей в 2009 году переписи населения Российской Федерации

(Доклад на расширенном заседании Исполкома Всемирного курултая башкир 9 октября 2009 г. с участием председателей исполкомов отделений ВКБ в районах и городах Башкортостана, Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Пермской, Курганской областей, Республики Удмуртия и Республики Татарстан, ученых г. Уфы и активистов Всемирного курултая башкир)


Уважаемые участники сегодняшнего заседания! Прежде всего я хочу искренне поздравить всех Вас с наступающим через день праздником - 11-летием со дня провозглашения суверенитета нашей республики. Мы все являемся участниками и свидетелями того, как за эти 11 лет она преобразилась. Экономическая самостоятельность для Башкортостана обернулась широкомасштабным строительством дорог, школ, дворцов, жилых домов, новых производственных комплексов и газификацией населенных пунктов. Эти преобразования происходят несмотря на то, что Российская Федерация переживает глубокий экономический кризис, идет разрушительная гражданская война в Чечне. Своими достижениями мы обязаны своему Президенту М.Г.Рахимову, который уверенно отстаивает интересы республики, ее граждан в сложной экономической и политической обстановке современности. Чтобы полнее представить роль Президента Муртазы Губайдулловича в преобразовании Башкортостана в мощный экономический и культурный центр Российской Федерации, хочу привести слова гостей из других субъектов, участников различных международных и федеральных общественных мероприятий. Увидев, как видоизменяется Уфа и другие города республики и сравнивая все это со своими регионами, они невольно восклицают: «У них (т.е. у нас) есть свой Президент». Такие высокие отзывы я слышал много раз.

Уважаемые товарищи! Хотя у нас, в Башкортостане, большой праздник, мы пригласили Вас на сегодняшнее заседание, чтобы совместно обсудить и принять соответствующее решение по вопросу о подготовке к предстоящей в 2009 г. всеобщей переписи населения. Мы все понимаем, что перепись населения - важная общественно-политическая кампания. Как известно, она преследует цель получить точную информацию о численном составе населения государства, территориальном его расселении, социально-экономической, социально-культурной и этноязыковой структуре общества. Эти сведения для государства необходимы для определения продуманной стратегии размещения производительных сил, проведения государственной политики в области межнациональных отношений, культуры, образования и во всех других сферах нашей жизни. Ни одно государство мира, как в прошлом так и в настоящем, не желает проводить свою внутреннюю и внешнюю политику вслепую, не зная этнодемографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. Поэтому периодически во всех странах проводится комплексный учет населения, что дает возможность корректировать свою политику. Нелишне напомнить, что только с конца 90-х гг. XIX в. в России и бывшем СССР переписи населения проводились в 1897, 1917, 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. Теперь настала очередь следующей. Его важнейшая особенность: она проводится в новых условиях, когда вместо царской Российской империи, великого Советского Союза возникла Российская Федерация, провозгласившая своим идеалом создание богатого и демократического общества. Отсюда очевидна высокая степень воздействия результатов переписи на характер развития нашего российского общества.

В материалах переписи находит четкое отражение состояние любого этноса в данный момент: его территориальное расселение, социальная и языковая структура, а в материалах последовательно проводившихся переписей - тенденция его развития во времени. Беглое ознакомление с материалами переписей за XX в. показывает, что итоги переписей различных лет в отношении башкирского народа сильно разнятся между собой по важнейшим аспектам. Именно это обстоятельство, противоречивость результатов переписей по отдельным районам, регионам и, в целом, по народу, побудила нас, членов бюро Исполкома, провести свой анализ. Собранные нами материалы весьма поучительны, и мы решили ознакомить с ними весь актив, прежде всего председателей исполкомов районных, городских и областных отделений Всемирного курултая, надеясь, что это поможет нам более профессионально вести подготовку к предстоящей переписи.

Первые сведения о численном составе башкирского народа относятся к XVIII в., и они восходят к так называемым ревизиям, или учетам. Такие учеты проводились, в 1719, 1744, 1762, 1795, 1816, 1834, 1850, 1859 гг.. Степень охвата этими ревизиями башкирского населения, видимо, была неполной, потому их результаты расходятся между собой. Так, например, по ревизиям 1719-1795 гг. общее число башкир колебалось в пределах 172-250 тысяч, а по ревизиям 1816-1859 гг. - в пределах 328-545 тыс. человек. Несмотря на очевидную неполноту охвата, на что указывают все исследователи, у нас есть все основания утверждать, что эти цифры показывают восходящую линию численного роста башкирского народа в тот период.

По более полной программе проводилась перепись населения Российской империи в 1897 г. и по ее итогам башкир тогда насчитывалось 1311 тыс. Есть интересные сведения о том, что в 1917 г. башкир насчитывалось где-то 1305-1400 тыс. человек. В 1920 г. численность башкир резко падает до 900 тыс., в 1926 до 625 тыс. человек. Такое почти двойное уменьшение общей численности многие исследователи объясняют последствиями гражданской войны, трагических событий белого и красного террора 1918-1920 гг. и подавления национально-освободительного движения башкирского народа. В науке есть обоснованные данные о том, что в голодные 1920-1921 гг. население Башкортостана уменьшилось на 650 тыс. человек, и башкир тогда погибло больше, чем представителей других народов.

Общая численность башкир по переписи 1939 г. достигла 843 тыс. человек, в 1959 г. - 989 тыс., 1970 - 1240 тыс., 1979 - 1371 тыс., в 1989 - 1449 тыс. Итак, по итогам последней переписи (1989 г.) нас, башкир, было около 1,5 миллиона человек.

20-30 годы XX века ознаменованы возникновением национальных государственных образований и новых административных единиц в составе СССР - Курганской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областей, Татарской, Удмуртской республик и других субъектов, которые продолжают существовать и сейчас. В связи с этим заслуживают особого внимания сведения об изменениях в численном составе башкирского народа по этим государственно-административным единицам. В Башкортостане, например, башкир в 1939 г. насчитывалось 671,2 тыс. (21,2%), 1970 - 892,2 тыс. (23,4%), в 1979 - 935,9 тыс. (24,3%), а в 1989 - 863,8 тыс. (21,9%). Таким образом, налицо незначительный численный рост башкир в XX столетии (по сравнению с 1939 г. он составил 192,6 тыс. человек). Приведенные цифры любопытно сравнить с такими же данными по другим народам Башкортостана. В 1939 г. татар в Башкортостане насчитывалось 777,2 тыс. (24,7%), в 1970 г. - 994,5 тыс. (24,4%), 1979 г. - 935,9 тыс. (24,3%) и в 1989 г. - 1120,7 тыс. (28,4%).

За пределами Башкортостана самая большая группа башкир живет в Челябинской области - около 250 тыс., Оренбургской области - около 70 тыс., Свердловской - более 60 тыс., Пермской области - более 60 тыс., Курганской около 20 тыс., в Республике Татарстан - 30 тыс., Самарской - около 10 тыс. Как историк, особо хочу подчеркнуть, что названная огромная территория есть территория Исторического Башкортостана, где башкиры, как коренное население, живли примерно с IX-X вв.н.э. В состав Исторического Башкортостана до начала XX в. входила территория Восточного Татарстана, всем известный Мензелинский уезд, где проживало около 200 тыс. башкир (по итогам переписи 1897 г.). Когда Мензелинский край, оторвав от Башкортостана, в 1920 году передали Татарстану, это фактически означало предательство живущих там башкир. Мензелинские башкиры затем подверглись сильнейшей татарской ассимиляции, но башкирское самосознание еще живо у многих мензелинцев.

По численности в республике на первом месте идут русские - 1548 тыс., (39%), на втором татары - 1207 тыс., (28,4%), на третьем башкиры - 863,8 тыс. (21,9 %). Далее идут чуваши - 118 тыс. (3,01%), марийцы - 106 тыс. (2,68%), украинцы - 75 тыс. (1,9%), мордва, удмурты, белорусы, немцы, евреи и другие этносы.

Материалы переписей населения СССР наглядно показывают, что численный рост многих народов за такой период был очень значительным. Например, численность узбеков только за 20 лет (1959-1979 гг.) увеличилась на 107,1%, туркмен - 105,5%, киргиз - 96,8%, азербайджанцев - 86,3%, казахов - 81%. Поэтому численный рост башкир за 50 лет (1939-1989 гг.) только на 192,6 тыс. человек многие исследователи оценивают как недостаточный. С этим мнением следует согласиться. Демографическое положение башкирского народа в XX в. действительно вызывает серьезную озабоченность.

Причин такого замедленного численного роста башкирского народа много. К их числу можно отнести миграцию башкир из собственной национальной республики в соседние области, а также в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан и в другие регионы в поисках лучшей жизни. В работах, посвященных демографии башкир в XX в., есть такие расчеты: если в 1926 г. в Башкортостане проживало 87,6% всех башкир, а за ее пределами 12,4%, то в 1979 г. эти показатели изменились соответственно на 68,2% и 31,8%, а в 1989 г. - 59,6% и 40,4% (или около 600 тыс. человек). В уменьшении доли башкирского народа в численном составе населения республики немаловажную роль сыграл массовый приток русских, татар и других национальностей в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Этот приток населения был вызван объективными причинами - эвакуацией из западных и центральных районов СССР в Башкортостан особо важных промышленных объектов заводов и освоением природных богатств края, прежде всего, добычи нефти и ее переработки, что вызвало к жизни возникновение здесь нефтеперерабатывающих и нефтехимических гигантов. Все это способствовало превращению нашей республики в мощный индустриально развитый культурно-экономический центр страны, но негативные его моменты в ухудшении демографического положения башкир трудно отрицать.

Одной из самых серьезных причин численного уменьшения башкир в составе Башкортостана являются происходящие здесь процессы ассимиляции башкир со стороны иноязычной этнической среды. Пожалуй, это - самый сложный вопрос новейшей истории Башкортостана и в сегодняшнем докладе мы постараемся изложить нашу общую позицию по основным его аспектам в свете обсуждаемой темы.

Чтобы полнее представить современное состояние развития башкирского народа, необходимо взглянуть на его прошлую историю. Как любой другой этнос, башкирский народ формировался и развивался на протяжении многих столетий как синтез взаимовлияния, смешения различных по культуре, происхождению, образу жизни и языку этнических образований. Народная память в виде шежере, преданий и других источников сохранила сведения о том, что в состав башкирского народа вошли такие крупные племенные группы как усергане, кипчаки, табынцы, айлинцы, гайнинцы, катайцы, минцы, буляре, булгары и десятки других. Нам хорошо известно, что многие эти объединения в свое время образовывали самостоятельные союзы племен, даже государственные образования и входили в состав многих тюркских народов (казахов, кыргызов, каракалпаков, татаров и др.) Присутствие этих и других этнических групп в составе башкирского народа отражает различные сложные этапы его формирования. Такая же важная роль в истории башкирского народа принадлежит мишарям и типтярам. Вклад их в историю Башкортостана в науке освещен противоречиво, поэтому на этом вопросе считаем необходимым остановиться подробнее.

Всем нам известно, что с момента добровольного вхождения Башкортостана в состав России население республики становится и развивается как многонациональное. Вместе с русскими сюда начали прибывать татары, удмурты, мордва, мари, украинцы и другие народы. Среди переселенцев были мишари - самостоятельный тюркский народ, сформировавшийся по течению р. Волги на участке между устьем р. Камы и р. Оки.

Свое происхождение мишари, как и казанские татары, ведут от тюркского населения края золотоордынского и предзолотоордынского времени. Этот компонент был одинаково общим в этногенезе башкирского народа и данным обстоятельством объясняется близость мишарского, татарского и башкирского народов. Забегая вперед следует сказать, что до середины XX в. основная масса мишарей причисляла себя к самостоятельному народу; впоследствии поволжскую группу мишарей стали рассматривать как особую этническую группу в составе татарского народа.

Башкиро-мишарские отношения имеют многовековую историю. С момента прихода на территорию Башкортостана мишари входят в активный контакт с местным башкирским населением, часто образуя единые деревни. Вместе с башкирами они составляли категорию, сословие служилых людей, находившихся на государственной и военной службе, что давало им определенные привилегии в жизни.

Известны яркие примеры совместного вклада башкир и мишарей в укрепление российского государства. Таким, например, является участие башкирских и мишарских полков в Отечественной войне 1812-1814 гг., когда они победоносно вошли в Париж. Другим ярким примером является Батырша, ставший руководителем и идеологом восстания башкир и других народов Башкортостана в период восстания 1755 г. Он по праву считается национальным героем башкирского народа, а его письмо императрице Елизавете Петровне, в котором дан глубокий анализ социально-экономическому, политическому и культурно-духовному состоянию башкирского и других народов Башкортостана XVIII в., ставит Батыршу в ряд выдающихся политических деятелей-мыслителей России и всего мусульманского Востока.

Очевидно, социально-экономическое и культурно-духовное сближение башкир и мишарей Башкортостана стало настолько выразительным и затронуло все стороны жизни, что русский царь в 1835 г. особым Указом подтвердил, что «народ башкирский и мещерякский составляет отдельное военное сословие и пользуется особыми преимуществами». Логическим развитием этно-культурного сближения башкир с мишарями было вызвано появление в 1855 г. следующего царского Указа, где предписывалось, что «башкиро-мещерякское войско именовать впредь башкирским войском и только в случаях, где представится надобность отличать происхождение людей, войско составляющих, называть их башкирами из мещеряков, типтярей или бобылей» (Законы Российской империи о башкирах. Уфа, 1999, с. 353). Выражение «называть их башкирами из мещеряков, типтярей и бобылей» дает достаточно четкое представление о том, что уже в середине XIX в. мишари, равно как и типтяре и бобыли, о которых речь ниже, в этнокультурном плане вместе с башкирами представляли однородную, близкую родственную массу, и чтобы не внести путаницу в названиях, потребовалось издание особого императорского закона.

Таким образом, материалы переписей XVIII-XX вв. и законодательные акты России четко отражают процесс вхождения мишарей в состав башкирского народа. Как показывают собранные нами сведения по результатам переписей XVIII-XIX вв., население башкиро-мишарских деревень указывает свою национальность либо как башкирское и мишарское, либо башкирское. В частности, в ходе переписных кампаний 1917, 1920, 1959, 1979 гг. абсолютное большинство мишарей уже записались как башкиры. На основе этих сведений у нас есть все основания рассматривать мишарское население Башкортостана как особую этнографическую группу, основу формирования которой составляли пришлые в XVI-XVIII вв. мишари.

Этническому составу башкирского народа особый колорит придают тептяре и их роль и место требуют особого объяснения. Основу башкирского народа в XVI - начале XX вв. составляли башкиры-вотчинники, владевшие земельными угодиями на правах коренного народа, подтвержденных грамотами русских царей и другими официальными документами. Наукой доказано, что тептяре - особая группа в составе башкирского народа, которая по тем или иным причинам лишилась собственных земельных угодий и попала в разряд безземельного пришлого населения. Есть мнение о том, что основу тептярского этноса в свое время составили башкиры из западных районов Башкортостана, вынужденные после событий, связанных с падением Казани и разгрома Казанского ханства, переселиться во внутренний Башкортостан. Среди этой группы были представители мишарей, мари, удмуртов, татар и других народов. Эта тептярская группа башкир составляла с башкирами-вотчинниками взаимные договора на владение или аренду земли. Тептяре, как башкиры и мишари, в середине XIX в. образовали сословие служилых людей, несли военную службу в рамках самостоятельных тептярских полков. Такое родственное с башкирами социальное положение также сыграло немаловажную роль в этнокультурном их сближении и вхождении в состав башкирского народа в качестве тептярского компонента. Одним из официальных документов, отражающих этот объединительный процесс, является вышеупомянутый царский Указ 1855 г.

В свете приведенных сведений нет никакого противоречия в том, что во всех переписях XX в. тептяре в основной массе признавали себя башкирами.

Сложная этнополитическая обстановка в современном Башкортостане имеет также свой лингвистический аспект.

В результате более, чем 400-летнего совместного проживания северо-западной группы башкир с татарами и взаимодействия культур язык башкирского населения подвергся заметному влиянию татарского. Он приобрел качественно новые особенности в словарном составе, фонетике, благодаря чему язык северо-западных башкир рассматривается башкирскими и татарскими учеными-лингвистами как особый диалект башкирского языка, занимающий промежуточное положение между современными башкирским и татарским языками.

Очевидно, что различие в языке между основной массой и северо-западной группой башкир вначале, даже в 50-х годах прошлого столетия, было очень незначительным. У нас есть полное основание утверждать, что увеличивающийся языковой разрыв между ними в значительной мере есть результат проводимой руководством Башкортостана 20-80 гг. XX в. политики. В этой связи хотелось особо подчеркнуть 2 момента.

Первый. В 20-е годы XX в., когда вырабатывались нормы башкирского литературного языка, за его основу был взят язык юго-восточных башкир и не были учтены особенности языка северо-западных башкир. В этой обстановке по мере развития литературного языка увеличился разрыв между указанными группами башкирского народа. Несколько забегая вперед, считаем сообщить присутствующим следующее.

Три года назад комиссия Исполкома ВКБ по проблемам башкирского языка на своем расширенном заседании специально обсудила вопрос о языковой ситуации у северо-западной группы башкир. Все участники заседания согласились с положением о том, что увеличившийся разрыв в языке северо-западных башкир от литературного языка, языка основной группы, в значительной мере есть следствие ошибочной языковой политики в Башкортостане в годы Советской власти. В целях создания реальных условий для их сближения, было признано целесообразным расширить нормы современного башкирского литературного языка, включив характерные элементы северо-западного диалекта. Приходится сожалеть, что бюро Исполкома ВКБ не сделало конкретных шагов по реализации этого очень конструктивного предложения. В случае претворения в жизнь этой идеи была бы снята проблемность развития и практического применения языка северо-западных башкир, уложившись в основные нормы литературного языка.

Второй. Даже к концу 80-х годов особенности языка северо-западных башкир рассматривались исследователями лишь как диалектные внутри единого языка. В этой обстановке руководством ЦК КПСС в лице секретаря ЦК Е.К.Лигачева, очевидно, с подачи партийного руководства Башкирской АССР в 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС было заявлено, что в Башкортостане проводится политика насильственной башкиризации татар. Эта была грубая ложь, поэтому ее следует оценить не иначе, как политическую провокацию по отношению ко всему башкирскому народу. Данное заявление Е.К.Лигачева послужило своеобразным сигналом для активизации деятельности экстремистски настроенных активистов ТОЦ - общественной организации татар Башкортостана, занявшей откровенно недружескую позицию по отношению к башкирскому народу. Например, в обстановке шумно проводимой антибашкирской политики в северо-западных районах в башкирских деревнях было запрещено преподавание на башкирском языке и вместо этого стали преподавать и изучать татарский язык.

Все это послужило общим политическим фоном при подготовке и проведении всеобщей переписи населения СССР 1989 г. Исполком Всемирного курултая башкир располагает убедительными материалами, которые свидетельствуют о том, что практически во всех северо-западных районах секретари и работники райкомов КПСС, исполкомы районных и местных Советов и их сотрудники вместе с ультрарадикально настроенными активистами ТОЦ стали проповедниками антибашкирской кампании. Для оказания помощи к ним из Татарстана приехала большая группа татарских общественных националистических организаций во главе с известным оголтелым татарским националистом Айдаром Халимом.

Таким образом, экстремистские круги татарского народа в Башкортостане и Татарстане, при попустительстве и полной поддержке руководителей городов, районов и сельских советов, взяли под свой полный контроль подготовку и проведение переписи населения 1989 г. в северных и северо-западных районах Башкортостана. Они свободно проводили шумные митинги, встречи, ходили по дворам, на которых самыми ходячими аргументами стали голословные и абсолютно ложные утверждения: «В северных и северо-западных районах нет башкир», «башкиры - националисты», «мишаре - татары», «Присоединим северо-западные районы Башкортостана к Татарстану» и т.п. Так как вся эта кампания поддерживалась местными органами власти, повсюду создавалась обстановка запугивания, массового увольнения с работы людей, неугодных местным руководителям и экстремистам.

Трудно в это сейчас поверить, но в 1987-1990 гг. Башкиры, как республикообразующая нация, остро, как никогда, нуждалась в защите партийного и государственного руководства республики от нападок враждебно настроенных татарских экстремистов на право существования, собственного места в истории Башкортостана, Российской Федерации, но в этом им было отказано. По существу, это была ярко выраженная политика противопоставления одного народа другому и она направлялась Башкирским обкомом КПСС. Так как политическая власть в республике и на местах контролировалась ультрарадикально и антибашкирски настроенным руководством, башкирская общественность не смогла занять твердую позицию по защите собственных интересов. Возникает предположение о том, что при такой ситуации на местах могли быть грубо искажены ответы опрошенных на вопрос о национальной принадлежности.

Результаты такой подготовки и организации переписи не заставили долго ждать. Как показывают извлеченные нами из архивных материалов и опубликованных итогов, состоявшихся в XVIII-XX вв. переписей населения сведения, во многих районах республики вдруг татарами «записались» жители сотен деревень, которые на протяжении либо всех переписей XVIII-XX вв., либо уже в XIX-XX вв. признавали себя башкирами. Вдруг, в одночасье, по результатам переписей 1989 г. они стали татарами. Лидерами такого искажения исторической реальности являются Аскинский, Бакалинский, Балтачевский, Бирский, Благоварский, Буздякский, Бураевский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Илишевский, Краснокамский, Кушнаренковский, Мишкинский, Миякинский, Нуримановский, Татышлинский, Туймазинский, Шаранский, Чишминский, Янаульский и другие районы северо-западного региона республики.

Удивляет то, что итоги переписи населения в республике ни на каком уровне не обсуждались. Количество башкир в своей же республике значительно уменьшилось, они по численному составу оказались на третьем месте. Простым глазом было видно, что тут не чисто, что тут химичили. И это никого не потревожило, итоги переписи не были проанализированы, причины уменьшения количества коренного населения республики не выяснялись. К виновным меры не были приняты. Видимо, в конце 80-х годов прошлого века Башкирскому обкому КПСС было не до этого. Прежде всего, надо было спасать свою шкуру.

Мы убеждены в том, что понятие «национальность» очень тонкое и в нем есть живая связь между поколениями, отдаленными и близкими дедами и внуками, оно не должно продаваться и предаваться ради сиюминутных выгод. Кроме того, мы не хотим русского, татарина или удмурта превратить в башкира. Пусть каждый останется частью своего народа. Чем богаче и зажиточнее станет наша жизнь, тем больше люди будут нуждаться в правдивости в определении исторического прошлого личного «я» и своей семьи. Будучи уверенными в этом, мы хотели бы, чтобы составленные таблицы с объективной информацией по итогам переписей в башкирских деревнях за XVIII-XX вв. были опубликованы в районных и республиканских газетах, журналах и в виде брошюр. Мы не боимся открытого обсуждения результатов всех переписей, в том числе переписи 1989 г., так как опираемся на тысячи исторических фактов, документов, свидетельствующих, что подавляющее большинство населения северных и северо-западных районов Башкортостана являются башкирами, ближайшими потомками здешнего коренного местного населения. Ситуация требует от нас большой выдержки и энергичной пропагандистской работы среди своих сородичей.

Бюро Исполкома ВКБ надеется, что активисты Всемирного курултая повсюду, особенно в городах, районах, селах, должны сделать все, чтобы подготовленная нами объективная информация дошла до каждой башкирской семьи. Мы рекомендуем на основе нашей информации, а также опубликованной литературы провести в каждой деревне, в школах, клубах встречи с населением, молодежью на тему об истории села, района, Республики Башкортостан, башкирского народа. Чтобы эта наша рекомендация стала реальной, а проводимые мероприятия содержательными, у нас есть намерение прикрепить за каждым районом Башкортостана известных ученых, которые помогут районным курултаям в подготовке этих мероприятий. По такому же принципу хотим помочь курултаям Пермской, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Курганской областей, Удмуртии и Татарстана и других регионов.

В плане пропаганды исторической правды есть такой эффективный метод как традиционный для башкир, но забытый в советские годы праздник «шежере» - родословной поколений кровнородственных семей. Первыми в республике его вернули в жизнь в Баймакском районе, затем он получил широкое распространение во многих районах Башкортостана. Эти праздники проводят живую связь поколений на протяжении нескольких столетий. Кстати, такой вид исторических источников, составленных самим народом, был характерен для многих тюркских народов и в наиболее развитой форме сохранился сейчас только у башкир.

В возрождение шежере, в объективной оценке их как важного исторического источника, большой вклад внес академик Р.Г.Кузеев; его начинание успешно развили академик Г.Б.Хусаинов и другие молодые ученые. Мы, активисты Всемирного курултая башкир, должны и обязаны на основе сведений шежере и других исторических источников помочь возродить историческую память народа рассказать о происхождении предков. Историческая информация, заложенная в этих источниках, убедительна своей объективностью, ненавязчивостью. Мы не должны бояться публичного их обсуждения, так как они носят башкирский колорит.

Народы Башкортостана - наши братья и соседи по историческому и современному Башкортостану - за 444 года совместного проживания смогли убедиться в том, что мы, башкиры, миролюбиво и доброжелательно настроенный народ. Надеемся, что они поймут и помогут нам в восстановлении исторической правды на прошлую и современную историю башкир.

Всемирный курултай башкир, будучи верным решениям I Всемирного курултая башкир и своим программным целям, с момента своего возникновения стремится строить свою организационно-пропагандистскую работу, оставаясь верным идее дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации и Башкортостана. Исполком ВКБ, организуя свою работу, исходил из реального факта, что башкиры, как любой народ современного мира, многоязычный. Основная его часть говорит на башкирском, другая многочисленная группа говорит на татарском. Но есть башкиры, говорящие на русском, английском, турецком и других языках мира. Мы ценим и уважительно относимся к тому, что наши собратья говорят на разных языках, но мы все принадлежим к башкирскому народу и всех нас объединяет общность происхождения, память о Родном Башкортостане, прекрасном Урале, отождествляемом с исторической Родиной. У нас было много случаев и поводов излагать слушателям эти свои организационные и идейные принципы, состоящие из признания факта многоязычия башкирского народа. О них мы постоянно говорим на городских, районных и областных курултаях и всегда находим поддержку. Надеемся на такую поддержку и дальше.

Уважаемые друзья! Повторяясь, еще раз хочу обратить Ваше внимание на следующее. Определение своей национальности, принадлежности к отдельному народу, - дело очень тонкое и ответственное. Здесь не должно быть принуждения. Но в то же время все мы знаем, что у всех народов России, в том числе Башкортостана, очень слабо знание истории своего народа, края, села, собственной родословной. Мы уверены в том, что заметное уменьшение численности башкир произошло в результате того, что люди не знали, кто они - башкиры, говорящие на языке, близком к татарскому, татары или русские. В этой обстановке перед нами стоит задача развернуть широкую пропагандистскую работу по информированию населения, по вооружению наших соотечественников историческими знаниями.

Я обращаюсь к гостям - председателям исполкомов районных и городских курултаев. Вы скоро, к концу октября, началу ноября официально получите отредактированные нами информационные материалы с изложением результатов всех переписей населения за XVIII-XX вв. Мы прикрепим к вам своих шефов - ведущих ученых, привлеките своих краеведов, историков и всех тех, кому небезразлична история Вашего района, села, подготовьте и печатайте брошюры, статьи в районных газетах. Планируйте самые различные мероприятия - встречи с учеными в школах, селах, но, наверное, самое лучшее - начать с проведения районного и городского курултая с повесткой дня, похожей на повестку дня сегодняшнего заседания. Мы, члены Исполкома ВКБ, всегда готовы прийти на помощь. Обсудите все эти организационные вопросы с главами администраций, составьте план мероприятий, согласуйте их с нами, со своими подшефными учеными. В связи со сказанным я хочу рассказать вам один случай из жизни башкир Свердловской области. Согласно историческим документам, основным населением южных районов Свердловской области являются башкиры, но под влиянием агитации татар значительная их часть в ходе переписи 1989 г. записалась татарами. Мы подарили им несколько десятков книг проф. А.З.Асфандиярова «История башкирских населенных пунктов Пермской и Свердловской областей», где излагаются архивные материалы XVIII-XX вв. Активисты Свердловского областного курултая рассказывали потом нам, что люди, старики, прочитав книгу и узнав, кем же они на самом деле являются, плакали от радости.

Уважаемые члены и активисты Исполкома! Вы видите, что сегодняшнее наше заседание мы готовили долго, более года. Мы хотели закончить доклад вышесказанным, но неожиданно в средствах массовой информации Российской Федерации, Республики Татарстан, а также в сети Интернет начали появляться публикации, сообщения ученых, государственных деятелей - депутатов парламента Татарстана, где излагаются всякие клеветнические измышления в адрес Республики Башкортостан и башкирского народа, следовательно, всех нас вместе взятых. Назову некоторые из этих публикаций. Это: «Новая газета» от 4.07.2009 г., газета «Коммерсантъ» от 14.09.2009 г. и 18.09.2009 г., «Татарская газета» N1 от 26.01.1999 г., «Звезда Поволжья» от 30.08.2009 г. и другие. Мы сочли необходимым, чтобы образцы некоторых этих статей вы получили в руки. Они - ниже всякой критики, но недооценивать их влияние на психологию неподготовленного человека нельзя.

Приведенные факты особенно поучительны в следующем. Они свидетельствуют, что радикально настроенные представители интеллигенции татарского народа сейчас, как и в 1987-1989 гг., пытаются организовать массовую антибашкирскую кампанию, направленную на компрометацию терпеливого и доброжелательного характера башкирского народа и на его ассимиляцию. При этом они не гнушаются прибегнуть к методу геббельсовской пропаганды - построить всю аргументацию на лжи - лишь бы она отвечала интересам третьего германского рейха, а в данном случае людей, стремящихся в ложном свете представить интересы самого близкого нам братского татарского народа.

Любопытно, приведенную в статьях ложь некоторые уважаемые в Башкортостане, но наивные в политике писатели-драматурги (Туфан Минуллин), проглотили как пилюлю и позволяют использовать свое доброе имя как знамя в этой выдуманной ситуации. В связи с этим, я считаю нелишним сказать несколько слов об одном из «аргументов», которым пытаются убедить читателя эти горе-авторы. В газете «Звезда Поволжья» N34 речь идет об антропологических исследованиях в Янаульском районе Республики Башкортостан, организованных Институтом этнологии РАН под руководством доктора исторических наук Н.А.Дубовой совместно с Центром этнологических исследований УНЦ РАН.

Да, в мире есть такая молодая и перспективная наука антропология, изучающая особенности физического тела человека, этапы формирования человека вообще и происхождения современных народов, в частности. В свое время, когда я работал в ИИЯЛ БФАН СССР в качестве заведующего сектором археологии и этнографии, я имел прямое отношение к организации антропологических исследований в Башкортостане. В этих целях мы приглашали и долгие годы сотрудничали с профессором Московского университета М.С.Акимовой, я сопровождал по Башкортостану профессора из Венгрии Тибора Тота. Наше общение с антропологами постоянное, мы опираемся в своих исследованиях по истории древних и современных народов на их выводы, а они - на наши. Антропологи утверждают, что древние и современные народы отличаются друг от друга устойчивыми признаками телосложения и они ярко проявляются в особенностях роста, цвета кожи, формах волос, глаз, отпечатках пальцев и кисти рук, носа, многих других, в том числе по составу крови. Это обусловлено особенностями условиями многовековой жизни человека в определенных физико-географических условиях и условиями общения с окружающими их народами. Оказалось, утверждают ученые, эти признаки человеческих коллективов, выработанные много тысяч лет назад, мало подвергаются изменениям. В этой связи слушателям интересно будет знать, что на протяжении определенного исторического периода несколько раз могут меняться образ жизни, материальная культура, даже язык народа, но его биологические признаки, связанные с физическим строением тела, остаются без серьезных изменений. На своих материалах антропологи могут примерно указать, когда и при каких условиях у той или иной этнически родственной группы людей могли возникнуть те или иные особенности телосложения, но они никогда не говорили, не стремились и не стремятся определить национальность. В своей публикации ее авторы, таким образом, продемонстрировали полное незнание и невежество в науке. Эти примеры должны нас настораживать. Мы не можем примириться с разными измышлениями, направленными на игнорирование судьбоносных интересов башкирского народа.

Свое выступление хочу закончить на оптимистической ноте. Перед нами стоит ответственная задача содержательно провести подготовительную работу к предстоящей переписи. При формировании ответа о своей национальности на сознание человека будут влиять такие факторы, как: кто лидеры этого народа, престижна ли его малая и большая Родина. В этой связи хочу сказать, что мы живем в такой прекрасной стране как Башкортостан, это - наша историческая Родина. Она необычайно богата своей природой, имеет яркую историю, развитую культуру, искусство. Наш народ подарил миру таких талантливых и выдающихся людей как Батырша, Салават Юлаев, Гали Сокорой, А-З.Валиди, великий Бабич, Назар Наджми, мудрый Мустай Карим и многих других. Своими успехами, относительно высоким уровнем жизни наша республика является объектом восхищения миллионов граждан России, республик СНГ. Мы обязаны приумножить эти достижения республики, сделать ее еще более престижной, привлекательной. Но ее историческая судьба также зависит от итогов предстоящей переписи, от того, насколько ее коренное население - башкиры признают себя достойными ее гражданами. Так давайте потрудимся ради сохранения и дальнейшего процветания своего Башкортостана, обеспечения достойной зажиточной жизни своему народу и народам республики.
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы