20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Март 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Курултай в исторической судьбе Башкортостана
Курултай в исторической судьбе Башкортостана
Курултай в исторической судьбе Башкортостана

Юлдаш ЮСУПОВ

11 – 12 июня 2010 года в Уфе прошел III Всемирный курултай башкир. Этот форум продолжает традицию башкирских курултаев, уходящую своими корнями в глубокую древность. На курултаях решались наиболее важные, жизненные проблемы башкирского народа: вопросы войны и мира, организации кочевий и жизнеустройства общества, внутрибашкирские и междоусобные противоречия.


Наличие курултая как постоянно востребованного института является отличительной чертой башкирского общества. Дело в том, что в отличие от соседних тюркских и кочевых народов – ногаев, калмыков, казахов, у башкир не выделялся главенствующий род, на котором основывался общественный строй. У ногаев это были мангыты, у казахов – род султанов, то есть потомки Чингисхана. У башкир же все родоплеменные объединения по статусу были равны, предводителей, общие для всех кланов выбирались лишь на период осложнения военно-политической ситуации в регионе. Это было обусловлено тем, что башкиры обладали вотчинными правами на землю, где субъектом этого права выступало каждое племя (объединение нескольких родов). Поэтому наличие такого института, как курултай, более того, его эффективная работа была важнейшим условием для функционирования такого равностатусного общества.

В течение нескольких столетий (со времен Золотой Орды до начала XX вв.) курултай башкир прямо или косвенно касался наиболее острого в Башкирии вопроса – земельного. Курултаи сыграли решающую роль в период присоединения Башкирии к Русскому государству, когда обсуждался вопрос о подтверждении Иваном Грозным вотчинных прав башкир и сохранения у них самоуправления. В период ожесточенных восстаний XVII-XVIII вв. вставал вопрос сохранения этих прав и противодействия экспансионистской восточной политики царской России. Курултаи и йыйыны (джеины, зеины), как правило, играли решающую роль в политической истории Башкортостана и его народов.

Особую роль сыграли курултаи в начале XX века. На них решался вопрос о создании Башкирской автономной республики. Главным оказался вновь земельный вопрос. В апреле 1917 года на Уфимском губернском мусульманском курултае представители башкирского национального движения выступили как самостоятельная фракция с требованием возвратить башкирам все ранее отнятые вотчинные земли.

Башкирская делегация, состоявшая из 58 человек, образовала Башкирское областное бюро, председателем которого стал имам Сагит Мрясов, а в его руководящее ядро вошли Заки Валидов, Аллаберды Ягафаров и др. Бюро выпустило воззвание к башкирам. В нем говорилось об изменениях политического положения страны «после совершившегося в государстве переворота и свободы», о возвращении башкирам отобранных у них путем обмана и насилия их вотчинных земель, признанных в свое время правительством Ивана Грозного (1557 г.) и другими русскими правителями в XVIII – XIX вв. «святой собственностью башкир».

I Всебашкирский курултай башкир состоялся 20-27 июля 1917 года. в Оренбурге. В нем приняли участие 70 делегатов. В президиум съезда были избраны Заки Валидов, Сагит Мрясов, Хурматулла Идельбаев, имам Муххамед-Габдулхай Курбангалеев. Позже гражданская война разводила этих лидеров по разным лагерям, вплоть до вооруженного противостояния. Но в понимании основных проблем башкирского народа они оказались едины. Обсуждались вопросы: о земле, форме государственного устройства России и Республики Башкортостан, формировании башкирского войска и отношении к войне, учебно-педагогические и женский вопросы, создании органа управления национальным движением. Съезд избрал Башкирское областное центральное Шуро (Совет) из 6 человек. Председателем Шуро был избран Шариф Манатов.

Шуро подготовило документ, который был направлен во Временное Правительство. В нем ставились требования об изменении законов, принятых 9 ноября 1906 г., 19 ноября 1910 г. и 20 мая 1911 г. и послуживших причиной усиления переселенческого движения из России в Башкортостан. Кроме того, требовалось отселение беженцев, прибывших в Башкортостан из западных губерний Российской империи в годы первой мировой войны.

II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г. в г. Уфе, в центре исторического Башкортостана. На созыв именно в г. Уфе настаивали мензелинские, пермские, курганские и челябинские башкиры. На съезде обсуждались вопросы о федеративном устройстве России и управлении Башкортостаном, о выборах в Учредительное собрание, открытие которого было назначено на 23 декабря 1917 г., и утверждались кандидаты на него.

По вопросу о национальной автономии в решениях съезда было записано: «Завоевание башкирским народом своих прав на политическое существование в том и должно заключаться, что отныне (он) не будет служить игрушкой разных беззастенчивых политико-экономических авантюр, а наоборот, сделавшись полным хозяином в своей собственной родной земле, кормившей и поившей его предков с незапамятных времен, свободно разовьется в культурно-политическом отношении, сохранит без всякого вмешательства извне свою духовную ценность, возьмет свои дела в свои руки и прекратит заселение Башкирии опасными для его существования элементами».

В то же время татарские деятели левой ориентации, прежде всего левые эсеры (Г. Ибрагимов, Г. Касимов, Ш. Ахмадеев и др.), присутствовавшие на съезде, выступили с поддержкой стремления башкир к территориальной автономии. Их печатный орган газета «Ирек» писала: «Мы не имели представления о мощи и основах башкирского движения. Думалось, что это грезы, бред пятидесяти фамилий из башкир, не имеющих представления о положении текущего момента и даже на ум не приходило, что оно представляет собой национальное движение. Побывав же на их съезде и ознакомившись с характером их учреждений, постановлениями, духом и организациями, мы взгляды на этот вопрос совершенно изменили и вынуждены объявить в категорической форме, что движение Башкирии - это не шуточное дело. Это сильная волна, вышедшая из недр жизни; мы, татары, сегодня или завтра будем обязаны с ним считаться». Однако в дальнейшем и эти левые татарские деятели фактически выступили против башкирской территориальной автономии, всецело защищая проект создания совместной Татаро-Башкирской республики.

С точки зрения интересов башкир, второй башкирский съезд превзошел все ожидания. Съезд ясно показал, что башкиры в целом пришли к единому мнению, четко осознав свои интересы. Однако съезд раскрыл и различия платформ башкир и казанцев, т.е. татар-кадетов как противников федерации в государственном устройстве России, сторонников унитарного ее устройства.

III Всебашкирский курултай состоялся 8-20 декабря 1917 года в г. Оренбурге. На этом курултае были утверждены решения предыдущих курултаев и шуро об автономии Башкортостана, образовано Башкирское правительство и решено создать автономию для башкир в пределах малой Башкирии, охватывающей лишь восточных башкир, с разделением ее на 9 кантонов. Первый пункт постановления курултая гласил: «Объявленную 16 ноября Центральным башкирским шуро территориально-национальную автономию Башкурдистана курултай утверждает единогласно».

В резолюции «О национально-государственном обустройстве тюркских народов России» предусматривалось образование в составе Российской Федерации отдельных, региональных союзов «тюркских областей». В частности, в ней было записано: «Если будет возможно, создать Туркестанскую, Башкурдистанскую и Казахстанскую области и объединить их в одном союзе, с одним правительством». Хотя была провозглашена отдельная Башкирская автономия, в будущем планировалось создание объединенной республики тюркских народов, что было вполне в духе известного выступления З.Валиди на I Московском мусульманском съезде. Курултай специальным положением «Об автономном управлении Башкурдистаном» превращал «Малую Башкирию» в особую автономно управляемую единицу, состоящую из 9 кантонов: Джетиировский, Кипчакский, Усерганский, Бурзян-Тангауровский, Тамъян-Катайский, Куваканский, Барынтабынский, Ичкин-Катайский, Ток-Чуранский. Кантоны были разделены на волости, которые также перечислялись в нем. Кантональное управление по этому положению организовывалось демократическим, выборным путем на основе особого избирательного закона.

Очень важным в условиях гражданской войны следует считать решение курултая о создании собственных вооруженных сил. В резолюции «О войске» было записано: «...Башкирский курултай считает обязательным для Башкирского правительства создание военных сил путем выделения из мусульманских частей башкир» для защиты территориальной автономии Башкортостана с образованием «военного округа Башкурдистана». Как видно из резолюций Курултая, было решено формировать и собственное милицейское управление. Башкирский народ, имевший богатую воинскую традицию, с воодушевлением воспринял идею создания собственной армии. «Ради национальной армии народ был готов на любые жертвы», – писал по этому поводу З. Валиди. Решением III Всебашкирского курултая 29 ноября было объявлено праздничным днем с соответствующими мероприятиями.

В советское время в связи с ужесточением порядков в информационно-идеологической сфере традиция проведения курултая прекратилась. В связи с разорительной гражданской войной, голодом в 1920-е гг. и репрессиями башкирской интеллигенции о восстановлении института курултая не могло быть и речи. Более того, с разрушением монархической России было ликвидировано веками существовавшее вотчинное право башкир на землю. Учрежденная же на курултаях Башкирская республика была в идеологическом, политическом и экономическом смыслах слита с новообразованным федеративным государством.

Формат курултая был воссоздан уже в рамках постсоветской Республики Башкортостан. В связи с реалиями глобализации, когда представители башкир оказались разбросанными по всему свету, было решено отразить в названии его характер глобального форума башкирского народа, отражающего голос всех башкир, где бы они ни находились.

I Всемирный Курултай (конгресс) башкир состоялся 1 – 2 июня 1995 г. в Уфе. Инициаторами его созыва выступили общественные организации: Башкирский народный центр «Урал», Союз башкирской молодежи, Общество башкирских женщин, Башкирская народная партия, а также Президент, Парламент (Курултай) и Кабинет Министров (Правительство) Республики Башкортостан. Ему предшествовали курултаи башкир в районах и городах Башкортостана, в Челябинской, Курганской, Свердловской, Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской и других областях и республиках Российской Федерации, а также Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Украины, где состоялись официальные выборы делегатов. В качестве делегатов и гостей Курултая были приглашены представители башкирских национальных культурных центров из стран Европы, Азии, Америки. Всего на Курултай прибыло 806 делегатов из 10 республик, 18 областей РФ, 7 государств ближнего зарубежья, а также Венгрии, Германии, Гонконга, Китая, Перу, Польши, США, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии и ЮАР. Работало 10 секций. В качестве почетных гостей в его работе приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Владимир Шумейко, заместитель Председателя Правительства России Юрий Яров, Премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин, руководители многих республик и областей Российской Федерации.

Делегаты Курултая обсудили современное состояние политического, социально-экономического и культурного развития башкирского народа, пути его возрождения и консолидации, развития национальной культуры, языка, самосознания, защиты национальных традиций.

На Курултае с большой речью выступил Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Он предложил развернутый анализ исторического развития башкирского народа за последние 300 – 400 лет, его многолетней борьбы против колониального гнета, за свою самостоятельность и государственность, увенчавшейся провозглашением в ноябре 1917 г. автономии Башкортостана в составе Российской Федерации. Особое внимание он уделил событиям 1990 – 1995 гг., когда народы Башкортостана провозгласили государственный суверенитет своей Республики в составе Российской Федерации. Это - качественно новый этап в истории республики, связанный с существенным расширением ее прав в политической, экономической и культурно-духовной сферах жизни.

Башкирский народ унаследовал от советского режима и смутных времен перестройки и постсоветского хаоса немало нерешенных национальных проблем. Например, хотя Башкортостан в период СССР стал одним из экономически развитых республик, но по уровню жизни башкиры, являясь коренным населением республики, значительно отставали как от других народов края, так и всей Российской Федерации. Обучение подрастающего поколения в школах, передачи на радио, телевидении, издание газет, журналов и книг в основном велись на русском языке, вследствие чего значительно сузилась сфера применения башкирского языка. Невысокий жизненный уровень башкирского населения породил массовый отток башкир в поисках лучшей жизни в соседние регионы Российской Федерации, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. В условиях современного быстро меняющегося мира перед башкирами во всей остроте встал вопрос о выживании (сохранении) их как народа, его национальной культуры, языка, самосознания и традиций.

Делегаты подвергли разностороннему критическому анализу современное положение башкирского народа. Были приняты обращения к башкирской нации, народам РБ, государствам мира, Государственному Собранию – Курултаю – РБ, ООН. Был избран Исполнительный комитет Всемирного курултая. Местом его пребывания определен город Уфа.

II Всемирный Курултай (конгресс) башкир прошел 14 – 15 июня 2002 года. Участие в нем приняли около 800 делегатов, представлявших Башкортостан, 33 субъекта РФ, 19 зарубежных стран, в том числе Израиль, Италию, Канаду, США, Турцию, Японию. Работало 12 секций. Обсуждались насущные проблемы развития башкирской нации, роль башкирского народа в мировом сообществе. В органы государственной власти РБ и РФ внесены предложения по вопросам дальнейшего совершенствования национальной политики, развития межнациональных отношений, национальной культуры и языков народов республики. Приняты обращения к башкирскому народу, народам РБ, Президенту РФ В.В. Путину.

Если I Всемирный Курултай нес на себе отпечаток бурного постперестроечного времени и характеризовался присущими ему лозунгами – утверждение суверенитета РБ, декларации о многочисленных проблемах башкирского народа – то II Курултай подчеркнуто утверждал курс на стабильность, то, что сейчас называют «консервативной модернизацией», демонстрировал поддержку этого курса, проводимого руководством РБ.

Подготовка к III Всемирному Курултаю башкир проходила в более сложной обстановке, чем к предыдущему аналогичному форуму. Прежде всего, обострилась политическая ситуация вокруг самой Республики Башкортостан, что не могло не обеспокоить его население. Далее, заявили о себе новые башкирские молодежные общественные течения, во многом альтернативные существовавшим и неподконтрольные правительству РБ: молодые мусульмане, «Кук буре», левые и традиционалистские группы. Период подготовки к этому форуму прошел в обстановке необычной по интенсивности идейной и политической борьбы, в форме ожесточенных дискуссий. Эта активность не была институализирована, но не учитывать ее было бы неправильно. В соответствии с этим было решено параллельно проводить Молодежный Курултай башкир на общественных началах.

1 февраля в Уфе, в Доме Правительства РБ республиканский оргкомитет обсудил организационные вопросы по подготовке и проведению III Всемирного Курултая башкир. Показательно, что председателем оргкомитета является премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. Заместитель председателя оргкомитета, председатель Исполкома Всемирного Курултая башкир Азамат Галин. Не менее 30% делегатов курултая должна составлять молодежь. Ранее подобных условий не было, в этом – новшество. Дата проведения Курултая башкир – 11 – 12 июня 2010 года не случайна, она приурочена ко Дню России и дню столицы республики – города Уфы. Тем самым достигнуто не только организационное удобство – совмещение мероприятий демонстрирует единство и солидарность всех народов Башкортостана и России. Место проведения форума – Дворец культуры «Нефтяник». Норма представительства – 1 делегат от двух тысяч башкир из районов и городов Башкортостана, а также 1 делегат от 3000 башкир из российских регионов. Выборы делегатов прошли с 1 марта по 25 апреля на городских и районных конференциях местных отделений Всемирного курултая башкир. Их регламент строился на альтернативной основе: на один мандат делегата претендовали не менее двух человек.

Итак, в начале ХХ века курултаи созывались как своеобразные органы прямой демократии, близкие по структуре и функциям Советам (а не парламенту), но с национальной окраской. Их роль в становлении национально-территориальной государственной автономии Башкирии трудно переоценить. Вообще, в обстановке Гражданской войны и смуты он стал действенным институтом консолидации башкирского народа. И в какой-то степени являлся альтернативой любой не признанной им государственной власти (да и признанной тоже).

Ныне Курултай стал во многом ритуальным институтом, призванным укреплять и демонстрировать единство всей башкирской нации, позволяющим обсуждать ее проблемы вне официальных государственных структур. В его задачи входит и концептуальное обсуждение пути развития башкирской нации с точки зрения самих ее представителей. Это естественные и необходимые цели во время мира. Под эгидой Курултая башкир постоянно проводится немало научно-практических конференций, культурных, фольклорных, просветительских и спортивных мероприятий. Организационная поддержка РБ подобного форума – конституционная обязанность данного субъекта РФ. Более того, она демонстрирует взаимную лояльность государства и общества, что весьма актуально в наше непростое время «атомизации общества». Такая поддержка ритуальной составляющей Всемирного Курултая означает поддержку именно тех его функций, которые способствуют стабильности в обществе и блокируют в нем тенденции, востребованные в тяжелые исторические периоды, когда действовали первые три Всебашкирских курултая. Единство общества, политическая стабильность и межнациональное согласие не существуют сами по себе, без ежедневного, часто незаметного труда людей по их защите и укреплению. И одним из действенных институтов по сохранению и развитию дружбы между народами Башкирии является Всемирный Курултай башкир.
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы