20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Август 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


С достоинством и верой в свой народ
Уважаемые делегаты, уважаемые гости!
Проведение курултая, столь масштабного форума башкир Челябинской области, стало возможным благодаря Договору о дружбе и сотрудничестве между РБ и Челябинской областью. Идя навстречу решению Исполкома Всемирного курултая башкир и содействуя свободному волеизъявлению 200-тысячного башкирского населения области, губернатор Челябинской области П.И.Сумин для выполнения Федеральной программы “Возрождение и развитие тюркских народов России” постановил всем главам городов и районов области оказать содействие Челябинскому областному курултаю башкир в проведении городских и районных курултаев.
Благодаря этому распоряжению почти во всех городах и районах прошли местные курултаи. Состоялся обстоятельный разговор об улучшении жизненных условий башкир, об удовлетворении их постоянно растущих культурно-духовных потребностей.
Аргаяшскому и Кунашакскому районным курултаям предшествовали сельские курултаи. Свыше 30 курултаев было проведено в Аргаяшском, более 20 — в селах Кунашакского района.
По решению I Всемирного курултая башкир, затем I Челябинского областного курултая башкир многие районы и города Челябинской области и Башкортостана заключили договоры о взаимном сотрудничестве, а ряд районов заключили такие договоры в ходе подготовки к проведению II курултая башкир области.
Города и районы Республики Башкортостан и Челябинской области, ставшие побратимами, многие курултаи провели совместно. Гости из Башкортостана не раз приезжали с концертными бригадами, подарками, делились опытом работы, налаживали экономические контакты. Это мы считаем самым главным, что удалось достигнуть за период между двумя курултаями.
Прочные культурные и экономические связи налажены между Аргаяшским районом и г.Сибай, Кунашакским и Учалинским, Кусинским и Белокатайским, Сосновским и Абзелиловским, Нязепетровским и Мечетлинским, Чебаркульским и Кармаскалинским районами, городами Магнитогорск и Стерлитамак, Миасс и Учалы, г.Кыштым и Бурзянским районом, г.Сатка и Кигинским районом. Впервые встречал своих гостей из Нуримановского района город Коркино, из г.Салавата — озерненцы, из г.Благовещенска — уфалейцы, из Мелеузовского района — трехгорненцы, из Советского района г.Уфы — снежинцы, из Давлеканово — копейчане, из Октябрьского района г.Уфы — красноармейцы.
На этом фоне, как ни странно, с трудом возрождается национальная жизнь в самой столице Южного Урала г.Челябинске, хотя еще в 1989 году в городе образовался Татаро-башкирский национально-культурный центр. В 1997 году прошли курултаи почти в каждом из районов города, но городской курултай до сих пор не был организован.
Курултай города был организован на собрании башкирской общественности 16 июня 2001 года. Хорошо поработал оргкомитет курултая во главе с заместителем мэра города А.Х.Еналиевым, приехали из г.Уфы около 70 гостей, общественных деятелей и артистов Башгосфилармонии. Но город Челябинск отнесся к форуму башкир довольно холодно. Было выделено в самый последний момент 10 тыс. рублей, из которых 7,2 тыс. ушли на аренду дворца. Так что столь важное мероприятие в жизни города без анонса, рекламы и предварительного извещения населения прошло незаметно и тихо, а башкиры узнали о важном событии из газет.
Тем не менее, городской Исполком в составе 15 человек был избран. Надеемся, что в дальнейшем Исполком городского курултая и администрации города и его районов найдут общий язык. Как говорят башкиры — ак юл (счастливого пути!) еще одной общественной организации башкир.
Самое большое число компактно проживающих в области башкир, кроме г.Челябинска, в Аргаяшском районе — более 60%, в Кунашакском районе — 48%. В этих районах еще в 1992—1993 гг. были приняты программы «Возрождения и развития башкирского народа». В плане успехов мы можем лишь порадоваться определенным достижениям аргаяшцев и кунашакцев. В остальных регионах больше нерешенных проблем, чем положительных результатов.
Необходимость разработки программы социально-экономического и культурного развития башкирского населения сел, городов и районов опирается не только на решения I Всемирного курултая башкир. В мае 1996 года Государственной Думой РФ был принят Закон «О национально-культурной автономии». Данный закон признает право любого народа, независимо от численности, создавать свои культурные объединения, и государство берет на себя обязательства оказывать материальную, моральную, политическую поддержку культурно-национальным автономиям. На наш взгляд, это большой прогресс в политике государства по национальному движению. Хотя мы, башкиры, отмечаем в первую очередь то, что в Законе игнорируется разделение народов на коренное и пришлое. В условиях Челябинской области для всех Южный Урал — место пребывания и проживания, а для башкир — это земля предков, естественная среда обитания, и строительство полигонов, экологические катастрофы, как на химкомбинате «Маяк» — это разорение дома, родного очага башкирского населения края.
Известно, что в результате аварии на производственном объединении “Маяк” из общей численности пострадавших 46% — башкиры, 14% — татары, 6% — русские и т.д.
В декабре 1998 года губернатором области была утверждена Концепция региональной национальной политики Челябинской области, которая должна была дать новый импульс для возрождения национальной жизни.
В решениях I Всемирного курултая башкир и резолюции I курултая башкир Челябинской области возлагались большие надежды на Представительство РБ в субъектах Российской Федерации. Наконец, такое Представительство в г.Челябинске было открыто. Три года — большой срок, и мы хотели бы видеть более действенную поддержку в организации шефской помощи в гуманитарной сфере в деле возрождения национальной культуры башкир Челябинской области со стороны представителя РБ. Понимаем, что развитие экономических связей важно между двумя соседними субъектами РФ, но мы, башкиры, жители Челябинской области, хотели бы реально ощутить, что создано Представительство РБ, а не Торгово-промышленной палаты РБ.
Курултай башкир Челябинской области — общественная организация, которая имеет, как и другие национальные общественные организации, широкие права: свободное распространение информации о своей деятельности, участие в выработке решений государственной власти, учреждение СМИ, осуществление издательской деятельности, проведение митингов и манифестаций и т.д. Но курултай не воспользовался ни одним из перечисленных своих прав, не может выйти из своей организационной фазы по очень простой причине — не обладает начальной правовой, финансовой, организационной и интеллектуальной состоятельностью.
Некоторые культурно-национальные автономии (Еврейская, председатель — Окс Яков Михайлович; Немецкая, председатель — Нахтигаль Александр Яковлевич) неплохо начали работать, опираясь на неправительственные международные организации, что не противоречит Уставу общественных организаций. Другие заняты плодотворной предпринимательской деятельностью (Грузинский центр, председатель — Владимир Доментианович Пертия). Мы им по-доброму завидуем.
О деятельности курултая и областного БНЦ могу сказать, что ставка лишь на спонсорскую помощь не оправдывается. В правлении курултая нет ни одного депутата областного, городского, районного уровня, ни одного предпринимателя. Среди 21 члена Немецкой национально-культурной автономии большинство — заместители и директора крупных предприятий, банков, акционерных обществ, т.е. люди, у которых есть политическая и финансовая власть.
Причин нашей общественной инертности много. Это отмечаемая еще историками XIX века Иоганном Фуксом, Дмитрием Никольским, в 50-е годы академиком Любавским, американским политологом А.Рорлихом склонность башкир к ассимиляции. Например, в 1997 году смешанных браков в Челябинской области было 20%, а среди башкир только по отцам смешанных браков — 40%. В челябинских городах, где нет условий для удовлетворения культурно-национальных потребностей, любой ребенок из смешанной семьи становится русским, точнее лицом неопределенной национальности. Вторая беда в том, что в Челябинской области заняты умственным трудом 30,9% русских, 18,9% татар и только 11,4% башкир. По переписи 1989 года в области на 1000 человек приходится с высшим образованием 92 человека, а среди башкир — только 30.
Все знают, что с насиженных мест, особенно из села, люди уезжают с трудом. Но, по данным комитета статистики, башкиры, составляя в 1997 году 5% населения области, среди иммигрантов составили 8%, а среди выезжающих — 11%.
Таким образом, напрашивается вывод, что необходимо научное социологическое исследование, почему столь неуютно башкирам на исторической родине, а это уже наша общая проблема.
Башкиры, переселившись в города, не смогли успешно адаптироваться к условиям такого мегаполиса, как Челябинск. А в последние годы, вследствие разрушения аграрного производства, установки на создание индивидуальных фермерских хозяйств, разрушения колхозов, сохранявших иллюзию традиционных башкирских общин, мы оказались в социальном и психологическом тупике, нарушились этнические стереотипы поведения. Время от времени мы содрогаемся от хлестких публикаций в СМИ, как, например, о д.Бажикаево в Аргаяшском районе, как о деревне самоубийц. И не только районная милиция, но все, кто знает современную деревню не понаслышке, понимают, что это далеко не исключение, а скорее, правило, и мы привыкаем к самым жутким вещам.
Все это происходит, на наш взгляд, оттого, что в России, несмотря на принятие ряда указов и законов («Об образовании», «О языках народов РФ», «О сохранении культурного наследия» и др.), не выработана национальная идея, нет закона о национальной политике. Уверен, при наличии такого закона преступная война в Чечне, поглощающая около трети бюджета страны, не называлась бы антитеррористической акцией.
Конечно, воюющая и сотрясаемая глубоким экономическим кризисом страна, где каждый второй здоровый мужчина улетает на заработки или в Сибирь, или в Чечню, не может заниматься как положено социальными проблемами. Но беда в том, что в стране и в области многие понимают национальную политику как политику по отношению к инородцам, «нацменам», а не к русским, как будто русские стоят вне национальной политики, а это снижает ее эффективность в общегосударственном масштабе. Это отношение проходит сверху вниз.
Выправить это положение можно только конституционным путём в рамках законов области, российских законов и международного права.
В органах государственной власти федерального и областного уровней нет ни одного депутата-башкира — южноуральца, некому отстаивать интересы коренного населения. Ни разу на выборах президента, в Государственную Думу и на областных выборах два башкирских (Аргаяшский и Кунашакский) района не объединялись вместе для избрания хотя бы депутата в Законодательное собрание. На последних выборах, вопреки решению I курултая башкир Челябинской области и решению Аргаяшского районного совета депутатов, письмам глав администраций районов губернатору, Аргаяшский район был поделен еще на два избирательных округа, а кунашакцы голосовали вместе с Каслинским районом. Это уже, мягко говоря, неуважительное отношение областной власти и избиркома к нашим запросам. Эта задача остается актуальной и в наши дни. И мы требуем её решения в период до следующей избирательной кампании.
Если вернуться к истории, то Башкирия вошла в состав Российского государства не единовременным актом в 1554 г., как толкуется в учебниках, а в 4 приема, а Зауралье — только в конце XVI века, и каждый раз новая территория, ее тарханы заключали новый договор, где четко оговаривались избирательные права башкир. Зауральские башкиры, называвшиеся еще исетскими, участвовали во всех государственных политических форумах России, с I Земского собора 1613 г., когда царем избрали Романова, и до IV Госдумы 1917 года.
Как было сказано выше, в настоящее время нет представителей башкирского населения даже в областном представительном органе власти. За нас продолжают решать другие. Пусть даже лучшие из наших земляков, но не сами башкиры.
При открытии башкирско-русского отделения в Челябинском государственном университете огромную помощь оказал П.И.Сумин, его заместитель А.А.Начаров. Когда мы, возможно, стали слишком назойливы, Анатолий Александрович сказал: «Да зачем еще вы, башкиры, лезете в политику, и так тяжело. Знаем мы ваши проблемы, решим!»
При всем уважении, ни Анатолий Александрович Начаров, ни Андрей Николаевич Косилов не могут знать, почему нас приводит в трепет запах полыни или звук курая, а не вид копченого сала.
Любой из нас может годами не читать на родном языке, не смотреть национальное ТВ, но ему важно знать, что пусть хотя бы в одном киоске города продается всегда башкирская, мордовская, чувашская газета, что каждый вечер хотя бы один час, с 18.00 до 19.00 часов, на 8 канале идет телепередача на башкирском или татарском языке, каждую вторую неделю месяца в кинотеатре «Знамя», в центре г.Челябинска, демонстрируются фильмы на башкирском, грузинском, украинском языках. И каждый из нас при желании может отправить сына учиться в единственную в городе (районе) школу на башкирском, татарском, чувашском языках. Это его право, а обеспечить это право для почти четырехмиллионной области и миллионного г.Челябинска, где каждый пятый является нерусским, вполне по силам власти, и власть на местах не должна перекладывать государственные обязанности на плечи общественных организаций.
В соответствии с современными международными правовыми нормами этнические меньшинства наделяются специальными правами, реализация которых может содействовать реституции (изменению статуса) их исконных земель, выработке адресных программ социально-экономического развития, изменению существующих институтов государственной власти. В нашем случае идет разговор о создании вместо Комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций Главного управления по делам национальностей со своим бюджетом. Возможно сформировать его просто перераспределением бюджетов Главного управления образования, культуры и искусства, печати и СМИ, Комитета по экологии. Пусть это будут небольшие финансовые ресурсы, но они будут сосредоточены в одних руках и планово направляться с согласия Ассамблеи народов Челябинской области для решения насущных нужд национальных меньшинств. «Специальные» права в данном случае не привилегия, а средство обеспечения равноправного духовно-культурного развития коренных групп населения и этнических меньшинств.
В вузах Челябинска обучаются всего лишь 1,3% студентов башкирской национальности вместо 5%, как в составе населения области. Это показывает, что мы в три раза отстаём в интеллектуальном развитии и, естественно, на столько же меньше мы представлены в умственной сфере производства. На сегодня даже в Аргаяшском районе, где почти 70% башкир, только 10% руководящих работников из башкир. В Челябинске в ходу горькая шутка: башкиры заняли все теплые места в городе — они горновые доменных печей.
Не надо видеть в существовании наций, как некоторые чиновники из руководящего кресла, причину национальных конфликтов, а надо опираться на потребности и возможности интеграционного, интернационального в каждой национальности. Это дает сильнейший стимул для подлинной демократизации и устойчивого развития общества, для процветания как в целом российского общества, так и каждой нации в отдельности.
Хочу еще раз подчеркнуть, что как бы наши представители власти всех уровней не уходили от решения вопросов, связанных с национальным развитием, нам, представителям национальных общественных организаций, вместе с властными структурами придется этим заниматься и заниматься серьезно, системно и планово. Поскольку этничность — принадлежность личности к тому или иному народу, несмотря на попытку отмены параграфа 5 гражданского паспорта, понятие постоянное и вечное.
Исполком курултая башкир области за 3,5 года своей деятельности провел 24 заседания, на которых обсуждались вопросы текущей деятельности. Наши руководители постоянно указывали на нашу пассивную позицию по решению многих проблем, касающихся сохранения родного языка, культуры, обычаев и традиций. Скажу честно, что действительно, несмотря на наши усилия по их решению, многие из них заканчивались безрезультатно. В 83 школах области налажено изучение родного башкирского языка. И это преимущественно в Аргаяшском и Кунашакском районах. В крупных населенных пунктах, как города Челябинск, Магнитогорск, Миасс, не стало школ с классами по обучению родному языку детей башкирской национальности. Предложен был, казалось бы, более легкий и простой выход из положения — организация факультативного обучения детей. И здесь возникло много всяких проблем. То дети сами не желают изучать родной язык, то родители этого не хотят. Но были и есть более веские причины — это отсутствие кадров.
В последние годы для стимулирования и подъема престижа башкирского языка ежегодно проводятся конкурсы учителей и олимпиады среди школьников. К сожалению, опять-таки участники этих мероприятий — представители наших башкирских районов.
В ходе проведения курултаев в городах и районах области приходилось слышать различные точки зрения на проблемы сохранения родного языка. Есть и совершенно полярные мнения: от необходимости изучения всех предметов школьной программы на башкирском языке до полного отказа от родного языка и необходимости учить детей только иностранным языкам.
Все это безразличие к такой важной проблеме связано в целом и с низким образовательным, соответственно, интеллектуальным уровнем родителей и массой других значительных жизненных проблем, их окружающих. И, конечно же, большой недоработкой государственных структур, ответственных за выполнение утвержденных и подлежащих исполнению законов РФ.
Летом 2000 года Исполком курултая башкир рассмотрел данный вопрос на своем заседании с участием руководителей Главного управления образования администрации области и соответствующих управлений муниципального образования области. В соответствии с положениями резолюции I курултая башкир области ученые Челябинского государственного университета разработали программу минимум по изучению родного языка, позволяющую любому человеку освоить его на уровне общения.
К сожалению, от жаркого обсуждения данной проблемы на заседании Исполкома ничего практически не изменилось. Воз и поныне там!
Другая проблема. Она связана с необходимостью удовлетворения духовно-культурных потребностей башкир Южного Урала. Речь идет о радио и телевидении, газетах и журналах.
Делегаты I областного курултая активно обсуждали необходимость введения на регулярной основе передач на башкирском языке на областном радио и телевидении. К сожалению, наши неоднократные обращения к руководству области, ЧГТРК, мягко говоря, остались незамеченными. Если и что-то делалось до 2001 года, так это десяти-, пятнадцатиминутные прокрутки готовой продукции башкирской ГТРК. За 2000 год нам с татарами было предложено 32 передачи общей продолжительностью 12 часов эфирного времени по телевидению. С этого года ситуация еще более упростилась: в связи с переводом ЧГТРК в российскую телерадиокомпанию возможности удовлетворения наших просьб вовсе ограничились. Во-первых, ЧГТРК имеет лицензию на вещание только на русском языке. Во-вторых, 940 часов в год эфирного времени для ЧГТРК и 200 часов по Магнитогорской ТРК крайне недостаточно даже для областной информации. Но есть другая возможность удовлетворения своих духовных потребностей на родном языке. Заплати 2000 рублей за минуту эфирного времени и смотри себе на здоровье телепередачи, сколько душе угодно, правда из готовой телепродукции!
И нам остается довольствоваться разве что иногда появляющимися эфирными “окнами” в 5 или 10 минут.
Думаю, что наступило время серьезно решать эту проблему. Появились новые технические возможности телевидения. Спутниковое телевидение, способное транслировать передачи башкирской ГТРК на населенные пункты области с компактным проживанием башкир через так называемые телевизионные деревни, позволит, при желании, быстро осуществить давнюю нашу мечту.
Появление областных каналов ТВ-36 и ТВ-24 и радиостанции Студия-1 нас обнадеживает.
Исполком Курултая башкир области в 2000 году принял решение организовать свою газету, и она стала издаваться регулярно во II квартале прошлого года. Назвали газету “Уралым” (“Родной Урал”). Издание стало выходить регулярно, хотя и небольшим тиражом в 2,5 — 3,0 тыс. экземпляров. Мы придаем газете огромное значение в деле решения актуальных проблем сохранения языка и культуры. И не только. Еще В.Ленин писал, что газета — коллективный пропагандист и коллективный организатор. В наших условиях это действительно так.
От имени Исполкома областного курултая мне хочется выразить слова искренней благодарности П.И.Сумину, А.Н.Косилову и В.В.Понурову за постоянную поддержку газеты “Уралым” в период ее становления. И я обращаюсь к вам, уважаемые делегаты, — подпишитесь на нашу с вами газету. Без подписки она не состоится. Все для этого есть. Газета вошла в областной каталог. Подписка организована на II полугодие 2001 г. по самым низким ценам — 57 рублей 60 копеек.
Уважаемые делегаты! Ни для кого не секрет, что последние годы стали годами возрождения обычаев и традиций коренного населения Южного Урала — башкир. С каждым годом расширяется биография проведения сабантуев, любимого праздника всех южноуральцев. Турниры по борьбе курэш, крупномасштабные конноспортивные соревнования становятся традиционными и завоевывают все больше и больше поклонников. Многие традиционные турниры по борьбе связаны с именем Х.М.Юсупова, замечательного тренера и энтузиаста, члена Исполкома областного курултая башкир.
Приятно отметить, что все эти мероприятия активно поддерживаются областной администрацией.
Наша жизнь многогранна. Многогранны и проблемы, которые нас окружают. И мы знаем, что живем в лихое время. Российское общество переживает глубокий экономический кризис, вызванный неудачно осуществленными экономическими реформами. И положительное решение поставленных нами задач потребует определенного времени. Важно, чтобы мы в четком взаимодействии с руководством области выработали механизмы их решения и приступили к их реализации.

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы