20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Август 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Возврат к историческим корням неизбежен/Нияз Мажитов
Возврат к историческим корням неизбежен/Нияз Мажитов
Возврат к историческим корням неизбежен/Нияз Мажитов

В истории башкирского населения Октябрьского района подобный национальный съезд проводится впервые, и в своем кратком выступлении мне хочется изложить основные цели и задачи нашего движения. Пользуясь случаем, я хочу выразить искреннюю благодарность губернатору Пермской области Игумнову Геннадию Вячеславовичу и всей его команде за предоставленную башкирам района возможность собраться для обсуждения своих сугубо национальных проблем — сохранения и развития самого себя как составной части всего башкирского народа, своей традиционной культуры, языка и этнического самосознания.

Всемирный курултай башкир свою пропагандистскую и организационную работу ведет не только в Башкортостане, но и в субъектах России и в странах мира, где компактно проживают группы башкирского населения. Мы с уважением относимся к конституционным правам субъектов России и других государств и свою работу у них осуществляем на основе соглашений и договоров, заключенных между ними и Республикой Башкортостан о сотрудничестве в области экономики и культуры. И сегодняшний Курултай башкир Октябрьского района тому пример: он проходит в рамках соответствующего межгосударственного договора между Башкортостаном и Пермской областью.

Наша республика в рамках реализации своих обязательств по выполнению решений I Всемирного курултая башкир оказывает эффективную помощь в подготовке национальных кадров в области культуры, образования среди башкир, проживающих в соседних областях (Челябинская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Курганская и другие). Например, в вузы республики выделяются квоты — места для внеконкурсного поступления башкирских юношей и девушек, в республиканских гимназиях, колледжах и лицеях обучаются дети из этих областей.

Достаточно сказать, что только из Бардымского района в гимназиях, колледжах и вузах РБ сейчас обучаются более 50 человек. Но это мы считаем недостаточным. В начале 2000 года Президент РБ М.Г. Рахимов подписал указ, предусматривающий создание в Демском районе г. Уфы филиала Республиканской гимназии имени Р.Гарипова на 200 мест для обучения в нём исключительно детей башкир из других областей и республик. Мы очень бы хотели, чтобы лучшие, самые способные дети башкир вашего района имели возможность обучаться в этой и других гимназиях и вузах республики.
В деятельности Всемирного курултая башкир Пермская область занимает особое место. Наряду с башкирами Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областей башкиры Пермской области живут здесь на правах коренного населения. Я как историк-профессионал, профессор-академик могу сказать, что южные районы Пермской области (левобережье Камы, Чусовой) башкирами были заселены не позднее ХI—ХIV веков. Есть много бесспорных научных свидетельств того, что башкиры всех северных районов Башкортостана и южных районов Пермской области являются прямыми потомками местных племен VI—Х и Х—ХIV веков. Разумеется, в течение этих веков происходило много катаклизмов, миграций, перемещений, но они принципиально не изменили физического типа башкир этого региона, и он оставался без особых изменений.

В нашем сегодняшнем форуме участвует один из знатоков истории Пермского края и всего Среднего Урала Равиль Исламшин — автор многих книг и публикаций. Вчера он рассказал мне об одном из интереснейших своих открытий. По его словам, башкиры деревни Бикбай вашего района считают, что они свое происхождение ведут от легендарного народа по имени тদар (та¦ѓ ырыуы), о котором подробно писал еще известный историк V века до н.э. Геродот.
Пермские башкиры в ХVII—XIX веках находились в центре политической и культурной жизни башкирского народа и всей тогдашней России. Здесь жили и трудились такие выдающиеся башкирские лидеры, как Туктамыш Ишбулатов, который от имени всего башкирского населения в 1767—1799 гг. выступал перед депутатами высшего российского государственного органа — Уложенной комиссии, и защищал их интересы. Всемирно известен крупный башкирский горнопромышленник Исмаил Тасимов из деревни Кояново. Он по своей собственной инициативе и на свои средства в Санкт-Петербурге основал Горное училище — предшественник нынешней Горной академии. Этот выдающийся вклад нашего великого предка ныне признан всей российской общественностью.
Являясь самой активной группой башкирского народа, пермские (гайнинские) башкиры наряду с другими народами участвовали в крестьянских войнах ХVII—ХVIII вв. Историю нельзя изменять и приукрашивать, ее надо воспринимать такой, какой она была. Нам, например, известно, что в ходе Крестьянской войны 1736 —1740 гг. карательным отрядом палача башкирского народа А.Тевкелева в Караидельском и Аскинском районах Башкортостана и в теперешних южных районах Пермской области было сожжено более 100 башкирских деревень, а в январе 1736 г. в дер. Сеянтус заживо было сожжено более 1000 человек. Это событие подробно описал выдающийся русский ученый-историк П.Рычков — участник этих событий, а башкирский народ сложил знаменитую песню-проклятие Тевкелеву — «Тћфтилћў”. Все это — боль и трагедия башкирского народа. Одновременно это наша гордость, ибо наши предки пожертвовали своей жизнью для того, чтобы Россия была демократическим государством, где все народы имели бы равные права и свободы, за самосохранение и развитие своей культуры.

Башкиры Пермской области принимали самое активное участие в событиях, связанных с провозглашением в 1917 году Башкирской автономии в составе России.

Но дальнейшая этническая и политическая история пермских башкир после событий 1917—1920 гг. развивалась так, что они оказались оторванными от основной части башкирского народа. По объективным причинам они подверглись сильному влиянию русского, татарского и других народов, в окружении которых сейчас живут. Но у них, в частности, у бардымских башкир прочно сохранилось этническое самосознание. К сожалению, не у всех групп пермских башкир.

Население многих населенных пунктов Октябрьского района, согласно историческим документам, является бесспорно башкирским. Например, в архивных документах ХVIII—ХIХ вв. дер. Енапаево названа Яныбай Гайнинской. Делегатам Курултая и жителям Яныбая, т.е. теперешнего Енапаево, небезынтересно будет знать, что село раньше называлось Сазаулы (‰а¦ ауылы), и здесь родился и вырос дед известного башкирского писателя и ученого, профессора А.Н. Киреева (Кирэй Мэргэна). Эти факты означают, что жители деревни принадлежали к числу гайнинских башкир — одной их крупных этнических групп башкирского народа, предки которых сейчас заселяют территорию Бардымского, Осинского, Чернушинского, Октябрьского, Ордынского, Куединского и других районов левобережной Камы и Чусовой.

О том, что предки жителей деревни Бикбай были башкирами, я выше уже говорил. Жители этих и других башкирских деревень Октябрьского района в настоящее время говорят на языке, близком к татарскому, детей обучают на татарском языке. Это факт, и с ним следует считаться. Но, по нашему мнению, здесь имела место насильственная татаризация башкир со стороны активных и ультрарадикально настроенных лидеров татарского движения. Важной причиной того, что октябрьские башкиры подверглись влиянию татарской культуры, является их удаленность от Башкортостана и близость к железной дороге, тесно связавшей юг Пермской области с Казанью.

Например, во время вчерашнего посещения дер. Енапаево (Яныбай) ее жители мне рассказали, что узнав о приезде гостей из Уфы, учителя средней школы строго предупредили, чтобы на возможные наши вопросы «считаете ли вы себя башкирами?” те ответили отрицательно и говорили, что они татары. Эти примеры убедительно говорят, что татаризация башкир Октябрьского района идет насильственным образом. Нам также стало известно, что в этом деле оказывают активную финансовую помощь состоятельные люди из Татарстана, в частности, из Набережных Челнов.

Зная о том, что пермские башкиры на протяжении десятилетий XX века были оторваны от основной массы башкирского народа, подверглись активному влиянию другой этнокультурной среды, Исполком Всемирного курултая башкир не стал форсировать создание своего отделения в Пермской области. Такая медлительность со стороны нашей организации, может быть, была ошибкой. Но мы в области вели подготовительную работу. Совместно с администрацией Пермской области в 1993 году провели научно-практическую конференцию по истории и культуре бардымских башкир, в 1996 году прошли Дни Республики Башкортостан в Пермской области. Были организованы поездки учителей-историков Бардымского района в Башкортостан. Как уже говорилось выше, более 50 башкирских юношей и девушек Бардымского района учатся в вузах и гимназиях нашей республики. Такая ненавязчивая и терпеливая работа по сотрудничеству приносит свои плоды. Отрадно отметить, что в Бардымском районе в 1998 году издана книга местного краеведа-историка Равиля Валиуллина «История пермских башкир”. В ней на документальной основе объективно показана древняя, прошлая и современная история Бардымского района, приведена подробная информация о прекрасных и знаменитых людях района. В книге говорится, что основное население района составляют башкиры — потомки Туктамыша Ишбулатова и Исмаила Тасимова. Отрадно то, что ее как учебное пособие изучают во всех школах района. Это самый лучший и эффективный пример возрождения истории и культуры пермских башкир и возвращения к своим национальным истокам, но уже на принципиально новой основе.

Одной из важных уставных задач Всемирного курултая башкир является пропаганда объективной информации о Башкортостане и башкирском народе. В связи с нынешней ситуацией башкирам Октябрьского района хочу сказать следующее. Определение своей национальности — дело очень ответственное как перед своим народом, так и своими детьми, внуками и правнуками. Если сейчас кто-то по незнанию или поддавшись ложной агитации назвал себя татарином или русским, то его дети, внуки, документально узнав о своем прошлом, все равно упрекнут их в этом. Мы должны знать, что по мере улучшения условий жизни, развития национального самосознания и духовных потребностей человека интерес его к своим историческим корням, т.е. происхождению своих дальних и ближних предков, будет возрастать. Среди пермских башкир, кроме того, распространено мнение о том, что они говорят на татарском языке, если так, думают они, значит они татары. Это принципиально неверно, хотя татарские активисты ловко этим манипулируют. Всемирный курултай башкир свою пропагандистскую и организаторскую работу ведет с пониманием того, что среди башкир есть говорящие по-башкирски, по-татарски, по-русски, по-чувашски, по-английски и т.д. Но для нас важным является их принадлежность к башкирскому народу и причастность к его прошлой, настоящей и будущей истории.

По мнению Исполкома Всемирного курултая башкир, ярким примером непрофессионального подхода к пониманию нужд башкир Пермской области является деятельность татаро-башкирских обществ, которая выглядит анахронизмом на фоне современных событий. Национальные общественные организации возникают и функционируют для выражения интересов определенного народа или этнической группы. Есть татарский народ, Татарстан, есть башкирский народ, Башкортостан. Но нет татаро-башкирского народа. В действиях руководителей этой организации мы видим стремление не видеть, а, наоборот, пренебрегать интересами башкир Пермской области. У Исполкома Всемирного курултая башкир в этом вопросе есть ясная позиция: деятельность татаро-башкирского культурного центра и национально-культурных автономий в основном направлена на татаризацию пермских башкир и свою цель они стремятся достичь путем грубого искажения и фальсификации фактов, порой путем давления.

Мне остается поблагодарить членов Оргкомитета Октябрьского района за большой объем подготовительных работ, обеспечивших сегодняшний Курултай. Я уверен, все, о чем сегодня говорилось, ляжет в основу программы и плана работы районного исполкома Курултая. Я предложил бы ему практиковать встречи, научные конференции в школах, клубах сел с участием ученых, деятелей культуры Башкортостана, направить юношей и девушек на учебу в вузы и гимназии Башкортостана. Тогда, уверен, жизнь наших сородичей-башкир Октябрьского района будет еще более содержательной. Исполком Всемирного курултая башкир непременно окажет исполкому районного курултая как научно-методическую, так и шефскую помощь в возрождении культуры башкир.
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы