20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Сентябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г.
II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г.
II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г. в г. Уфе, в центре исторического Башкортостана. На созыв именно в г. Уфе настаивали пермские, мензелинские, курганские и челябинские башкиры. На съезде обсуждались вопросы о федеративном устройстве России и управлении Башкортостаном, о выборах в Учредительное собрание, открытие которого было назначено на 23 декабря 1917 г. и утверждались кандидаты на него. Было переизбрано Башкирское областное (центральное) шуро, в состав которого вошли Ш.Манатов, З.Валидов, И.Мутин, Г.Аитбаев и др. Шуро являлось центральным учреждением по руководству политической и экономической жизнью башкир. Шуро ставило своей целью национально-политическое объединение башкирского народа независимо от территориального проживания. По вопросу о национальной автономии в решениях съезда было записано: «Завоевание башкирским народом своих прав на политическое существование в том и должно заключаться, что отныне (он) не будет служить игрушкой разных беззастенчивых политико-экономических авантюр, а наоборот, сделавшись полным хозяином в своей собственной родной земле, кормившей и поившей его предков с незапамятных времен, свободно разовьется в культурно-политическом отношении, сохранит без всякого вмешательства извне свою духовную ценность, возьмет свои дела в свои руки и прекратит заселение Башкирии опасными для его существования элементами». Съезд также выразил свое отношение к Временному правительству, имея в виду безрезультатную поездку делегации Шуро в Петроград. В этой связи на съезде было заявлено, что «министры правительства эсера Керенского любят откладывать на время до созыва Учредительного собрания решение... совершенно бесспорных прав отдельных национальностей. Благодаря всему этому, политика правительства Керенского нанесла серьезный ущерб башкирскому делу».

Один из лидеров башкирского национального движения конца XX в. профессор М.М. Кульшарипов пишет, что «в этот период обострились отношения между башкирским Шуро и правыми татарскими деятелями, которые, отказавшись от малопопулярной идеи унитаризма, стали выступать за культурно-национальную автономию «тюрко-татарской нации». Они (С.Максудов, А.Цаликов, Г.Шараф и др.) на страницах своих изданий открыли широкую кампанию против башкирского движения, называя идею территориальной автономии Башкортостана «сладкой иллюзией» небольшой кучки, заразившейся манией величия». Они же направили для участия в работе II съезда особую делегацию правого толка в составе муфтия Галимжана Баруди, кадета Садри Максудова и других. Призыв нашел поддержки на съезде. Более того, правых татарских деятелей делегаты съезда прогнали с криками «долой, чтобы следов ваших не было!».
В то же время татарские деятели левой ориентации, прежде всего левые эсеры (Г.Ибрагиомов, Г.Касимов, Ш.Ахмадеев и др.), тоже присутствовавшие на съезде, выступили с поддержкой стремления башкир к территориальной автономии. Их печатный орган газета «Ирек» писала: «Мы не имели представления о мощи и основах башкирского движения. Думалось, что это грезы, бред пятидесяти фамилий из башкир, не имеющих представления о положении текущего момента и даже на ум не приходило, что оно представляет собой национальное движение. Побывав же на их съезде и ознакомившись с характером их учреждений, постановлениями, духом и организациями, мы взгляды на этот вопрос совершенно изменили и вынуждены объявить в категорической форме, что движение Башкирии - это не шуточное дело. Это сильная волна, вышедшая из недр жизни; мы, татары, сегодня или завтра будем обязаны с ним считаться». Однако в дальнейшем и эти левые татарские деятели фактически выступили против башкирской территориальной автономии, всецело защищая проект создания совместной Татаро-Башкирской республики.

С точки зрения интересов башкир, второй башкирский съезд превзошел все ожидания. Съезд ясно показал, что башкиры в целом пришли к единому мнению, четко осознав свои интересы. Однако съезд раскрыл и различия платформ башкир и казанцев, т.е. татар-кадетов как противников федерации в государственном устройстве России, сторонников унитарного ее устройства. Причиной противоречий явились не башкиры, а татарские кадеты.

Они, пользуясь слабостью прессы башкир, распространили ложь и клевету на страницах своих газет. Башкирские деятели были вынуждены опубликовать воззвание с целью четко представить народу истинные положение дел в данном вопросе. Это разъяснение на 24 страницах было отпечатано в Белебее в издательстве «Тан».

На съезде в Казани, говорится в обращении, татарские народы приняли следующую платформу: «Для мусульман Сибири и внутренней России должно быть учреждено культурно-национальное самоуправление, а для Кавказа, Крыма, Туркестана и Казахстана - та форма управления, которую они сочтут приемлемой...Мы нашли и находим этот лозунг вредным для башкир. Это означает сохранение единой и неделимой великодержавной Руси. По нашим представлениям, это - идея русских националистов. Мы считаем такую автономию крайне недостаточной. Ведь, если даже не брать ее, она уже предоставлена... Мы хотим быть хозяевами нас своей земле, сами решать свои проблемы - короче, хотим жить самостоятельно. Раньше нас безжалостно угнетали черные силы и жестокое правительство русских. Теперь собираются угнетать кадеты-татары.»

Таким образом, отношения между лидерами башкирского национального движения и татарскими деятелями в 1917 г. и накануне гражданской войны были весьма натянутыми.
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы