20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Май 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Заявление членов Исполкома Всемирного курултая (конгресса) башкир по Резолюции III конференции Региональной национально-культурной автономии татар РБ
Заявление членов Исполкома Всемирного курултая (конгресса) башкир по Резолюции III конференции Региональной национально-культурной автономии татар РБ

Как известно, 21 апреля 2012 года в г. Уфе состоялась III конференции РНКАТ РБ. Мы поддерживаем ряд положений Резолюции, принятой на этой конференции. Это прежде всего касается вопросов, связанных с сохранением и укреплением традиций взаимопонимания и взаимоуважения между народами Башкортостана, повышением духовно-нравственной роли традиционного Ислама в республике, неразумной монополизацией администрацией Президента РБ процесса формирования и реализации государственной национальной политики в республике, несогласием с политикой ущемления национального образования, исключением национально-регионального компонента из федеральных государственных образовательных стандартов, обеспокоенностью участившимися случаями проявления ксенофобии и нетерпимости на национальной и религиозной почве в России.

Одновременно члены Исполкома ВКБ считают, что отдельные пункты резолюции конференции противоречат принципам объективности и юридической обоснованности.

 

1. Мы не согласны с оценкой деятельности Ассамблеи народов Башкортостана, якобы неэффективной в отношении «профилактики конфликтов в вопросах межнационального сотрудничества» (трудно связываемые понятия, но в тексте резолюции написано именно так). Где же руководители РНКАТ отыскали реальные межнациональные конфликты, неизвестно, так как Республика Башкортостан по состоянию межэтнических отношений является одним из наиболее стабильных регионов РФ. Активизация деятельности Ассамблеи народов Башкортостана необходима, но трудно представить, как вышеупомянутая  конференция «будет инициировать организацию ее работы на новом уровне».

2. Положение о не раскрытом потенциале НКАТ РБ «по причине недопонимания со стороны прежних республиканских и местных органов власти республики» некорректно по своей сути. Если в общественной организации «отсутствует системная организация работы», как это и признано в данном документе,  то следует ли переложить свои недостатки и упущения на органы власти?

3. Тезис об «усилении ведущей роли и ответственности РНКАТ РБ в национально-культурном развитии татар в Башкортостане» воспринимается нами как стремление доминировать над другими татарскими общественными организациями в целях навязывания им «единственно верных» решений, исходящих от имени всего татарского населения республики.

4. Упоминание в данном документе о Федеральной комиссии под руководством доктора наук Исхакова Д. М., известного в Башкортостане как злостный фальсификатор истории башкирского народа, мы воспринимаем, по крайней мере, как неуместное и вызывающее стремление подчеркивать его личную роль в создании напряженности между двумя братскими народами.

5. Выдвигаемые с 90-х годов прошлого века  претензии о государственном статусе татарского языка в Республике Башкортостан не имеют под собой никакого юридического основания и являются проявлением амбиций  небольшой, но наиболее политизированной части татарской интеллигенции. Напоминаем, что в Законе РБ «О языках народов Республики Башкортостан» (п.3 ст.2) содержится следующее правовое положение: «Республика Башкортостан гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения». Это положение в нашей республике в полной мере реализуется и в отношении татарского языка.

6. Что касается вопроса о безвозмездной передаче РНКАТ РБ Дворца культуры УЗЭМИК, то здесь нет никаких оснований сравнивать РНКАТ с МСОО ВКБ – главной общественной организацией башкир как республикообразующей нации, которая арендует небольшую площадь в ДК «Нефтяник». Мы вынуждены напомнить о том, что Всемирный конгресс татар в Казани находится в большом старинном здании, располагает отдельным Домом культуры, а его материально-финансовое обеспечение во много раз больше, чем у МСОО ВКБ. В демократическом и общественно ориентированном государстве так и должно быть, но, к сожалению, Всемирный курултай башкир в своей республике не обладает такими возможностями.

7. Положение о том, что «имеет место необоснованное сокращение татарских национальных школ в республике, несоразмерное с национальными школами башкир», не подкреплено соответствующими статистическими данными. Мы признаем, что политика оптимизации сети общеобразовательных учреждений стала разрушительной для всех малонаселенных сельских поселений независимо от того, люди какой национальности в них проживают. Считаем необходимым обнародовать некоторые официальные данные по башкирским и татарским школам Республики Башкортостан:

Школ с башкирским языком обучения – 667, из них базовых – 345, филиалов – 332. В них обучаются всего 37% детей башкир. Остальные 63% изучают родной язык только как предмет.

Школ с татарским языком обучения – 265, из них базовых – 178, филиалов – 87. Еще в 634 школах татарский язык изучается как предмет, что организовано в соответствии с пожеланиями родителей. Итак, сегодня в Республике Башкортостан татарский язык изучается в 899 школах! При этом в Республике Татарстан для детей башкир не функционирует даже ни один национальный класс, ни говоря об отдельных школах.

8. Члены Исполкома МСОО ВКБ солидарны с необходимостью сохранения отношений с братской по духу Республикой Татарстан с учетом того, что башкирская общественность не может считать справедливой вынужденную ассимиляцию Мензелинских, Бугульминских, Бавлинских, Актанышских, Альметьевских башкир (до 1917 года – более 200 тысяч), очевидно, под давлением властных органов и из политических соображений записанных татарами. Создание условий для их свободного волеизъявления и осуществления их права на восстановление истинной национальной идентичности стало бы необходимым шагом на пути преодоления разногласий с нашими татарстанскими коллегами.

9. Национально-культурные потребности – это не предмет торга, а совокупность прав, основывающихся на нормах международного права. Республика Башкортостан является многонациональным государственным образованием, где по мере возможностей должны и могут быть реализованы национально-культурные потребности  всех проживающих здесь народов. Именно по этой причине подобные заявления о каких-то новых льготах и преференциях для одной из общественных организаций могут вызвать обострение межэтнической ситуации.

 

Принято на заседании Совета Исполкома МСОО ВКБ

27 апреля 2012 года.


Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы