20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Стратегия государственной национальной политики РФ: отвечает ли она интересам нерусских народов?
Стратегия государственной национальной политики РФ: отвечает ли она интересам нерусских народов?

С самого начала хочу обратить внимание на то, что, во-первых, вынесенный на обсуждение общественности проект документа под названием «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации»  прежде всего направлена на создание сверху некой «российской» нации под прикрытием понятия «многонациональный народ РФ», который, следует полагать, должен раствориться в составе конструируемой свыше новой национальной общности. В данном случае имеет место факт неудачной попытки идентификации понятий нация и многонациональный народ.

Во-вторых, наблюдается стремление подмены национальных республик аморфным бундовским изобретением под названием «национально-культурная автономия», которая пригодна для решения национальных вопросов,  дисперсно расселенных национальных диаспор. Для народов, имеющих свою этноисторическую территорию, национально- культурная автономия абсолютно не применима. Ибо без наличия своей государственности невозможно решение политических, социально-экономических и культурных задач. Поэтому национально-культурная автономия – это путь к потере народами своей государственности, национальной идентичности.

В-третьих, в «Стратегии» фактически предусмотрена ликвидация национальных республик, о чём свидетельствует содержание раздела 23-2, который провозглашает (цитирую): «продолжение практики формирования крупных территориально-промышленных районов в РФ, апробируя в них новые формы территориального устройства России». Мы уже сталкиваемся с опытом оптимизации образования, которая сопровождается закрытием прежде всего национальных школ. В данном случае речь идёт уже о ликвидации через оптимизацию национальных республик или, проще говоря, о губернизации России, превращения её в унитарное государство.

Издевательски звучит один из пунктов раздела 23-2 «об учёте в субъектах РФ, образовавшихся в результате объединения этнокультурного фактора, включая традиционные формы самоуправления народов (чушь какая-то) народов РФ и принятия программы поддержки культур и родных языков, проживающих на территории народов». Значит, предполагается загнать нерусские народы в так называемые «территориально-промышленные»  конгломераты. Смешно и грустно. Как показывает практика, в этих новых субъектах-конгломератах не может быть и речи не только о каком-то  эфемерном самоуправлении, но и о развитии национальных культур и языков. Здесь прежде всего следует иметь в виду провозглашенный в «Стратегии» тезис об интеграции, единении всех и вся в «российскую нацию».

В-четвертых, положение  «о равноправии и самоопределении народов РФ» (раздел 22) остается фактически стыдливо заявленным пустым звоном, ибо в «Стратегии» провозглашается формирование общероссийской гражданской идентичности при сохранении «русской культурной доминанты». (См. раздел 8). Все это не оставляет места для голословных лозунгов о равноправии народов, тем более для их самоопределения.

В-пятых, в разделе 22 записано о «праве каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность».  Возникает вопрос: каким же образом и при каких обстоятельствах гражданин может определять свою национальность? Ведь в российском паспорте отсутствует и будет отсутствовать графа «национальность». Фактически данное положение повиснет в воздухе.

В-шестых, обсуждаемая нами унитаристкого характера «Стратегия» направлена на усиление наказания за проявление этнофобии, радикализма, экстремизма и других «измов». Все это можно было бы воспринимать положительно. Однако, к сожалению, мы уже сегодня являемся свидетелями необоснованного осуждения и преследования любого выступающего в защиту прав своего народа, скажем на самоопределение, изучения своего языка, развития культуры и духовной жизни, в том числе религиозной. Все это, как правило, преподносится  сплошь и рядом как проявление национализма, экстремизма. Угроза этнического сепаратизма, религиозно-политического экстремизма (раздел 23-3) явно раздута. На мой взгляд, претворение в жизнь этой «Стратегии» приведет к дестабилизации обстановки в многонациональной стране и более того, развалу унитарной России.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что предложенная к обсуждению «Стратегия государственной национальной политики РФ» по сути, направлена против политических, социально-экономических, этнокультурных прав нерусских народов и она для них в таком виде не приемлема.

Притом в «Стратегии» нет ясности, конкретики, все тонет в словоблудии. Она же изобилует словесной казуистикой или попыткой доказать верность ложных и сомнительных в своей основе положений, подготовленных для нерусских народов.

Хотя в общих положениях «Стратегии» (Раздел 2) декларируется, что она «основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации и находит свое отражение в системе федеральных законов, в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законах субъектов  Российской Федерации», но на самом деле основные положения «Стратегии» противоречат всем перечисленным правовым и иным актам, прежде всего Конституции РФ,  хотя бы в плане игнорирования существования национальных республик, федеративного устройства России.

Вся эта политика деэтнизации нерусских народов России, игнорирование их права на самоопределение, принципов федеративного устройства страны при окончательной реализации данной «Стратегии национальной политики» ускоренными темпами к 2025 году никоим образом не станет «мобилизационным фактором по гармонизации межнациональных отношений в России»  и не обеспечит «политическую стабильность в обществе», не будет способствовать «укреплению госбезопасности правопорядка», тем более «росту международного престижа РФ», о чем заявлено в заключительной части этого чрезвычайно взрывоопасного документа. Кстати, все это противоречит и интересам русского народа, который веками жил в согласии и дружбе с нерусскими народами страны. Русский народ не менее, чем другие народы РФ, заинтересован в сохранении в России государственной и общественной стабильности.

 

Д.и.н., проф. Марат Кульшарипов.

 

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы