20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Бускунов Ахтар Мухаметович о проекте "Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации"
Бускунов Ахтар Мухаметович о проекте "Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации"

Бускунов А.М. (кандидат политических наук, доцент)

Уважаемые коллеги!

Представленная к обсуждению Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, с нашей точки зрения, требует существенной доработки и серьезного обсуждения.

Как утверждают авторы представленного документа, данная Стратегия должна стать базовым документом государственной национальной политики страны (ст. 1), и основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах я нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (ст. 2).

Однако внимательное изучение идейно-политического текста представленного документа позволяет говорить о том, что содержание документа не совсем отражает первоначально заявленной цели, а местами прямо противоречить не только международно-признанным документам, но и действующему Основному закону страны и проводимой политике Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Остановимся на некоторых вопросах теоретико-методологического и юридико-правового характера.

 Как известно, международное право делить все права и отношения на четыре вида - политические, экономические, социальные и культурные. В представленном проекте стратегии этого подхода нет. В Стратегии не совсем четко разграничены полномочия государства и институтов гражданского общества, не определены авторское понимание основных определений, таких как «государство», «нация», «многонациональный народ», «российская нация» и ряд других, актуальных не только для данного документа, но и для всей современной; гуманитарной науки и политической практики. Все это усложняет понимание истинной цели авторов и сути представленного документа. В то же время активно ,вводятся такие понятия как «российская нация», «политика согражданства», «общероссийская гражданская идентичность», «этническая общность (народ, этнонация)», утверждается-что, «на исторической территории Российского государства сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация» и т.д.. Не совсем понятно, например, следующее утверждение авторов документа:«Цивилизационная идентичность России и российской нации, как гражданской общности, основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями (Которой являются все народы Российской Федерации, сформированной не только этническими русскими, но и вобравшей в себя культуру всех народов России» (ст. 8).

Кроме того, отдельные части документа противоречат друг другу, так как в одном  месте говорится о равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, сохранение этнокультурного многообразия народов России (ст. 22), в другом месте говорится об особой роли русского народа в деле государственного строительства (например: «укрепление единства российской нации, гражданского мира, межнационального согласия и этнокультурное развитие русского и других народов России» (ст. 23).

Вызывает определенное непонимание также недосказанность авторов, когда они говорят об «оптимизации административно-территориального устройства России» (подп. 2. п. 2. ст. 23.), которую возводят в ранг государственных задач, при этом не ясно о чем идет речь. А слова о том, что надо «продолжить практику формирования крупных территориально-промьппленных районов в Российской Федерации» вряд ли имеют непосредственное отношение к национальным вопросам, ибо они лежат, в первую очередь, в экономической плоскости и обуславливаются хозяйственными потребностями.

Авторы представленного проекта явно избегают даже упоминая о «право наций и народов на самоопределения». А ведь это основа международного права, которая , призвана защищать как права , отдельного человека, так и коллективные права этнических общностей., Более того, в проекте документа сами народы и этносы никак не представлены как акторы историко-политического процесса, они рассматриваются лишь как объекты государственной политики. Нам же кажется, что не стоить боятся признания народов страны субъектами исторического процесса, так как они уже давно доказали, что  в не меньшей степени, чем другие народы, являются патриотами Отечества, через столетние . испытания  доказали свою приверженность Российскому государству. И самоопределились в составе единого Российского государства при сохранении территориальной целостности страны.

Авторы проекта  обошли своим вниманием так же и роль субъектов Российской Федерации в деле государственного строительства и укрепления: основ федерализма. А ведь именно они, в том числе национальные республики, например, Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Марий Эль и другие, приложили немало усилий для установления подлинно федеративных отношений в стране, в критические для страны периоды они выступили  факторами стабильности и экономического роста, имеют огромный экономический потенциал и практику принятия и реализации государственных программ по сохранению и возрождению всех народов, проживающих на территории своих республик. Этот вопрос имеет актуальное звучание, если иметь ввиду то обстоятельство, что, согласно Конституции Российской Федерации  1993 года, права граждан реализуются как на.уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Авторы проекта, на наш взгляд, слишком много уделяют внимание задачам государственной политики (8 стр.), и увлеклись проведение Российской Федерации

мониторингов и социологических опросов. В тоже время недостаточно уделено внимание  к существующим проблемам, в сфере национальных, межнациональных отношений и  определению путей решения существующих национальных проблем.

 Остается также неясным главный вопрос, за счет каких средств будут проводиться указанные мероприятия, какие предполагаются меры по принятию федеральных и региональных программ, предусматривается ли специальная статья расходов при разработке проекта федерального и региональных бюджетов.

Авторы так же умалчивают о судьбе Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909), о Законе Российской Федерации «О национально-культурных автономиях».

Заключение:

1. С правовой точки зрения - представленный   проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации противоречить Уставу ООН, международно-признанным документам, действующему Основному Закону страны, (так, согласно п.1. ст. 3 - «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ) и проводимой политике Президента Российской Федерации В.В.Путина.

  1. С экономической точки зрения - проект не предусматривает никаких реальных механизмов по решению национальных проблем, а остается только декларацией не понятно чего и как, так как цели и задачи, конечный ожидаемый результат неясен, в отношении кого, на каком уровне государственной власти и главное -зачем?
  2. С культурологической точки зрения - в проекте нет ни одного слова о необходимости сохранения уникальной культуры народов страны, научного изучению их истории и идейно-духовных ценностей и многовекового наследия, пропаганды ее лучших достижений на уровне мировой сцены и через средства массовой информации: интернет, телевидение, радио.
  3. С социальной точки зрения - ни разу в документе не поднимается вопрос о социальном и экономическом равенстве субъектов федерации, благополучии народов страны, о состоянии социальной стратификации, о необходимости решения вопросов, связанных с занятостью населения, созданием рабочих мест и т.д. А ведь давно известно, что бурно развивается экономика той страны, где есть духовной подъем и внутренняя мобилизация всего общества.
  4. С политической точки зрения - проект Стратегии принижает статус наций и народов Российской Федерации до уровня этноса. А как известно, согласно международному право этносы признаются только частью той или иной нации и на них не распространяются гарантии международной защиты (например – в России этносами могут быть признанный «казаки»). При этом документ отрицает коллективные права народов Российской Федерации и по необъяснимому признаку и по непонятным критериям все население страны делить на главного и остальных, что вряд ли будет соответствовать ранее многократно заявленным В.В. Путиным перспективным целям и задачам Российского Правительства в области государственного строительства. Если так рассуждать, то нужно признать, что таким образом ущемляются права не только коренных народов страны, но и игнорируются интересы около 30 миллионов русских, которые, при таком подходе, к ним «Матушки-России», также должны смириться со своей участью второсортных в странах дальнего и ближнего зарубежья и со временем должны будут, дружно влиться в состав  формируемых новых «эстонских», «узбекских», «украинских», «грузинских» наций.

В связи с вышеуказанными предлагаем:

1. Признать проект представленного документа не приемлемым для одобрения по вышеуказанным основания (прилагается постатейный комментарий);

2. Создать рабочую группу, которая по результатам сегодняшнего обсуждения обобщить все озвученные мнения коллег и будет работать в тесном контакте с авторами-разработчиками представленного проекта Стратегии по ее улучшению;

3.   В случае игнорирования наших предложений авторами Стратегии принять ряд организационных мер по широкому обсуждению ее основных положений в обществе и разработать альтернативных проект документа;

4.   Учитывая важность обсуждаемых положения проекта Стратегии привлечь к данному вопросу депутатов Государственной думы и Государственного Собрания Башкортостана, широкую общественность и научное сообщество.

Спасибо за внимание!

Предлагается начать с преамбулы.

ПРЕАМБУЛА

Российская Федерация, как государство всего многонационального народа страны,

руководствуясь целыми и принципами Устава Организации Объединенных Наций, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации,

подтверждая, что все народы Российской Федерации равны со всеми другими народами страны и мира, и одновременно признавая право всех народов Российской Федерации отличаться друг от друга,

подтверждая также, что все народы единой страны   вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций,и культуры Российской Федерации, которые составляют общее наследие всего человечества,

подтверждая далее, что всякие доктрины, политика и практика, которые основаны на превосходстве, народов или людей до  признаку национального происхождения или расовых, религиозных, этнических и культурных различий или которые утверждают такое превосходство, являются расистскими, научно несостоятельными, юридически недействительными, морально предосудительными и социально несправедливыми,

подтверждая, что все  народы. Российской Федерации при осуществлении своих прав должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации,

признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права всех народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, политической истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы,

с удовлетворением отмечая тот факт, что народы Российской Федерации объединяют свои усилия для политического, экономического, социального и культурного развития единой многонациональной страны,

признавая, что уважение знаний, культуры и традиционной практики народов Российской Федерации способствует устойчивому и справедливому развитию государства и надлежащей заботе об окружающей среде,

признавая, в частности, право национальных семей и народов Российской Федерации на сохранение совместной ответственности за воспитание, обучение, образование и благополучие их детей в соответствии с правами ребенка в Российской Федерации,

признавая, что Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об

экономических социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских

и политических правах, а также Венская декларация и Программа действий подтверждают основополагающее значение права на самоопределение всех народов, в силу которого  они свободно устанавливают свой  политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие,

памятуя о том, что ничто в настоящей Концепции   не может быть использовано для отказа любому народу в его праве на самоопределение, осуществляемом в соответствии с международным правом,

призванная, что реальное положение народов Российской Федерации различно в разных регионах страны и что необходимо принимать во внимание важность национальных, религиозных и региональных особенностей и различных исторических и культурных традиций,

принимает настоящую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В ст. 1. говорится «официально признанная система ценностей». Вопрос - кем признанная - государством, обществом, ведущими партия, учеными, народами и этносами и т. д.? После слов «способствующая сохранению» предлагаю добавить слово «и развитию народов», а «этнокультурного многообразия» удалить, так как если мы сохраним народы и этносы, они и будут представлять этнокультурное многообразие.

В ст. 4. После слов «Государственная национальная политика носит» добавить- «долгосрочный, стратегический характер, органически сочетая общегосударственные, национальные интересы, призвана развить потенциал всего многонационального сообщества граждан Российской    Федерации на пути прогресса  российской цивилизации как единой социально-политической общности. Слова «межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает федеративное устройство Российской Федерации» - убрать.

П.2 ст.5. Слова «российская нация» и скобки в словах (многонациональный народ Российской Федерации) убрать, так как она вносит путаницу и противоречить Преамбуле Конституции РФ 1993 года, где говорится, что «многонациональный народ Российской Федерации» является учредителем страны.

П.3 ст.5. Убрать полностью, так как чувство «согражданства» является состоянием души и не имеет правовой нагрузки, соответственно государство не имеет право насильно навязывать конкретному человеку политику по принятию и «утверждению общероссийской гражданской идентичности».

П.4 ст.5. Слова этническая общность (народ, этнонация) заменить на одно слово - нация, или пункт № 4 убрать полностью, так как каждая из примененных терминов имеет свою смысловую нагрузку и они не может быть употреблены как синонимы.

П.6 .ст.5.    После слов «коренные народы Российской Федерации - народы» добавить слова  «этноядро   которых   сформировалось  на  территории   современной  Российской Федерации». Слова «внесшие свои вклад в государственное и культурное строительство страны» убрать, так как это не государственно-правовая категория. Кроме того, не совсем понятно, кто будет определять, какой народ внес свой вклад «в государственное и культурное строительство страны», а какой нет(субъективный подход). Далее в тексте  отразить международно-признанные права народов - «Все народы Российской Федерации имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Народы Российской Федерации при осуществлении их права па самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций. Народы Российской Федерации имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни Российского государства».

П.7 ст.5. Изложить в редакции Устава ООН, который закрепил в качестве одного из базовых принципов современного международного права принцип равноправия и самоопределения народов. На его основе в международном праве складывается и развивается целая система норм — международное право народов, составной частью которого является и право коренных народов1. Имеются выработанные международным сообществом нормативные документы, закрепляющие права коренных народов, а также деятельность различных международных и неправительственных организаций. Далее добавить - «Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, Конституции Российской Федерации, касающихся прав человека и наций».

Глава II. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст. 6. После слов «Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира, На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (2010 год), обладающих отличительными особенностями» добавить  «исторического, социально-политического развития и». Слова «в этом смысле они» убрать.

Ст. 7. После слов «Все народы проживающие в России, их» добавить «достигнутый государственно-правовой статус». Слова «в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (2010 год)» убрать.

Ст. 8 - Убрать, так как ядром единения в дореволюционной России была в первую очередь царская самодержавная власть, в котором народ (в том числе и русский и русскоговорящие народы),  не обладал гражданскими правами, соответственно оно не было «учредителем государства», а жители страны, независимо от языка, национального состава, культуры были лишь «подданными» монарха. Выражение «многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной» полностью противоречит вышеуказанной конституционной норме «многонациональный народ», утвержденному в качестве  в преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года.

К чувству патриотизма городов, страны оно так же не имеет никакого отношения.

Однозначное утверждение на уровне государственной концепции о том, что «Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации, как. гражданской общности, основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями которой являются все народы Российской Федерации, сформированной не только этническими русскими, но и вобравшей в себя культуру всех народов России» врядли послужат взаимоуважению и делу укреплению дружбы между народами, более того, оно прямо противоречит не только как международному праву, Конституции Российской Федерации, но и политике Президента Российской Федерации В.В.Путина. Будучи еще Премьер-министром РФ Владимир Путин высказался против внесения изменений в Конституции РФ о «государствообразующем русском народе». «Это опасно. Нам этого не нужно», - сказал он, отвечая в Госдуме на вопрос депутата от КПРФ, кинорежиссера Владимира Бортко. По словам Путина, внесение такой поправки автоматически сделает часть населения России людьми первого сорта2. Ст.9. Слова «Российская Федерация избрала федерализм и национально-культурную автономию как два пути организации государственного управления и политики интеграции и сохранения культурного многообразия и единого культурного пространства России» убрать, так как «федерализм» и «национально-культурная автономия» явления разнопорядковые. Первый относиться к форме национально-государственного устройства страны, рассматриваемого в качестве составного элемента формы государства, а второе -к жизнедеятельности институтов гражданского общества, которая существует помимо государства и наравне с государством входит в политическую систему общества. Ни вместе, ни каждая из них в о сдельности, они не могут составлять «два пути организации государственного управления и политики интеграции и сохранения культурного многообразия и единого культурного пространства России». Причем «политика интеграции» и «политика сохранения культурного многообразия», политика «единого культурного пространства России» часто противоречат друг другу, ибо интеграция со временем превращается в поглощение более сильной культурой менее жизнеспособной, и это естественный процесс во времени, которые происходит во многих странах мира.

Ст. 14. Слова «русских и других» убрать.

Ст. 17. После слов «Законодательство Российской Федерации в области межнациональных отношений не в полной мере соответствует» добавить, «международному праву, ».

Ст. 18. Перед словом «Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации оказывают современные миграционные процессы» добавить, в «некоторых случаях».

Ст. 20. После слов «Эти п. другие вызовы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики. Принятыми в 2000-е годы мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 года» добавить «, государственной мудрости и патриотизму подавляющей части российского общества, всего многонационального народа страны».

П.1. ст. 21. Убрать слова «(российской нации)».

П.2. ст.21. Изложить в следующей редакции:

-    добиться, что бы многонациональность выступила фактором стабильности, динамичного развития российского государства и общества, сохранения и развития народов страны как ее главной ценности и богатства источника идейно-духовного развития и процветания.

- создание народам Российской Федерации реальных условий для их самореализации, участия в деле укрепления единства страны, полноценного политического, экономического, социального и  культурного развития.

-    обеспечение фактичкого равноправия граждан страны вне зависимости от национальности, создание возможностей для равноправного участия в делах общества и управления государством обеспечения личной и коллективной безопасности, этнокультурной защищенности  в соответствии с нормами международного и российского права. Далее по тексту.

П. 5 ст. 22. После слов «знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка добавит «создания условий и правовых гарантий для функционирования государственных языков республик в составе Российской Федерации».

Ст. 23. Убрать и изложить в следующей редакции:

Задачи государственной национальной политики в Российской Федерации:

-    координация государственной политики в области решения национальных и межнациональных отношений и конфликтов на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления;

-  создание равных условий для всех граждан страны в деле приобщения к национальных ценностям своих народов, обеспечение государственных гарантий прав человека и гражданина во всех сферах жизнедеятельности общества вне зависимости от его национальной принадлежности;

-  учет и удовлетворение самобытных интересов каждой нации и создание условий для их социально-политического, экономического и культурного развития;

-    дальнейшее совершенствование федеративных отношении с учетом социально-экономического и культурного разнообразия народов страны, субъектов федерации, исторического опыта государственного строительства, с учетом традиционных форм хозяйствования и духовной культуры коренных и малочисленных народов Российской Федерации;

-разработка и принятие государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; -обеспечения полноценного функционирования информационного пространства на языках народов страны, в том числе  и единого федерального телеканала.

Глава IV.МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - убрать. Изложить в следующей редакции:

Осуществление предусмотренных в настоящей концепции задач реализуется через разработку, принятие и реализацию федеральных и региональных законов и подзаконных актов, совершенствование и развитие федеративных институтов в государственном строительстве, гармонизацию межнациональных отношений.

 

В перспективе предусматривается подготовка и принятие следующих федеральных законов:

-«Об основных политических и гражданских правах в Российской Федерации»;

-«О коренных и малочисленных народах Российской Федерации»;

-«О правах на землю традиционного землепользования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

-«О сохранении историко-культурного наследия народов Российской Федерации» и других.

Предусматривается на федеральном и региональных уровнях издание и использование учебной, научной и  художественной литературы на языках народов Российской Федерации;

Планируется расширить государственно-общественное сотрудничество и партнерство между субъектами Российской Федерации, национально-культурными автономиями и Ассамблеей народов Российской Федерации, через другие общественные и политические институты: Предусматривается создание федерального государственного органа, призванного изучать состояние дел в области национальной политики (или восстановить министерство по делам национальностей Российской Федерации).

Глава V. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - убрать.

Глава VI. ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ-убрать.

Вместо последних двух глав сделать одну «Заключительную часть» и в нем этом расписать план мероприятий на различных уровнях государственной власти; федеральном, региональном и местном и ожидаемы результаты.

 

1-См.: Международное право в документах. М., 1982. С.З; Коренное население. С. 227-229; Права коренных народов: изложение фактов. Нью-Йорк, 1992. N 9. С.13.

2- См.: http://otvet.mail.ru/question73957197

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы