20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Декабрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » РЕЗОЛЮЦИЯ Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию провозглашения национально-территориальной автономии Башкортостана
РЕЗОЛЮЦИЯ Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию провозглашения национально-территориальной автономии Башкортостана

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции,

посвященной 95-летию провозглашения

национально-территориальной автономии

Башкортостана

 

г. Уфа, 30 ноября 2012 года

Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию провозглашения национально-территориальной автономии Башкортостана, продолжает традиции 90-х годов XX века, когда в стране и в частности в Башкортостане большую остроту приобрел вопрос о федеративном устройстве Российского государства.

Организованная Башкирским государственным университетом, Академией наук Республики Башкортостан конференция привлекла внимание не только наших ученых, аспирантов и студентов, но и общественных организаций, работников образования и культуры, массовой информации и коммуникации, заинтересованных в конструктивном развитии принципов федеративного устройства многонационального государства, укреплении межэтнического согласия и безопасности в России и Республике Башкортостан.

На заседаниях конференции были заслушаны доклады, посвященные вопросам развития федеративных отношений в России в свете провозглашения автономии Башкортостана, а также проблем национально-государственного строительства в ряде стран СНГ, в частности Казахстане.

Участники конференции отметили, что провозглашению территориально-национальной автономии Башкортостана предшествовали бурные политические события, которые проходили как на территории Башкортостана, так и в центре России.

Февральская революция 1917 года, осуществившая коренной поворот к демократизации общественно-политической жизни многонациональной страны, открыла путь к демократическому решению национального вопроса – обеспечению равноправия, свободного развития и самоопределения народностей в составе России. Башкирское национальное движение организационно оформилось именно после Февральской революции и претерпело в своей истории трагические и драматические этапы. Следует отдать дань мужественным и прозорливым лидерам башкирского национального движения. Ахмет-Заки Валидов, Муллаян Халиков, Шариф Манатов, Харис Юмагулов, Мстислав Кулаев, Муса Муртазин, братья Мутины, Сагит Мрясов, Шайхзада Бабич, Юныс Бикбов, братья Карамышевы, Аллаберды Ягофаров и другие выступили основателями территориальной автономии Башкортостана.

После проведения I и II Всебашкирских съездов (июль-август 1917 г.) руководящий орган башкирского национального движения – Башкирское центральное (областное) шуро, провело большую работу по провозглашению и практическому осуществлению долгожданной автономии для башкирского народа.

Октябрьские события в Петрограде усилили борьбу башкир за автономию. Башкирское областное шуро 11 ноября 1917 года издало Фарман №1, в котором говорилось о желательности для башкирского народа собственного национального самоуправления. А 15 ноября 1917 года Башкирское центральное шуро своим Фарманом №2 объявило башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний автономной частью Российской республики и приступило к осуществлению автономии в пределах Малой Башкирии.

III Башкирский съезд (Учредительный курултай (декабрь, 1917 г.) образовал Парламент и Правительство Башкортостана, которые занимались вопросами государственного строительства.

Утверждение территориальной автономии на III Учредительном съезде Башкортостана стало важным условием складывания в России основ федерализма. В марте 1919 года Советское правительство официально признало Башкирскую автономную республику, подписав Соглашение с Башкирским правительством.

Таким образом, в результате длительной борьбы башкирский народ добился своей территориально-национальной государственности – автономии Республики Башкортостан в составе России. Благодаря многовековым традициям дружбы и взаимопонимания между народами и созидательному их труду Республика Башкортостан превратилась в один из наиболее важных и сильных субъектов Российской Федерации с высокоразвитой, социально-ориентированной экономикой, стабильной и устойчивой социальной сферой и межнациональным согласием.

Практическая значимость конференции состоит в том, что результаты исследований, выводы и рекомендации докладчиков могут быть использованы в процессе законотворческой работы на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации при разработке законодательных актов, направленных  на совершенствование федеративных отношений в стране.

Вместе с тем, в условиях модернизации, глобализации и политических трансформаций возникла угроза сохранению этносов, их государств, языков, культур. В сложившейся ситуации необходимо объединение усилий ученых для анализа и оценки современного состояния каждого этноса, каждого языка, каждой культуры, а также по изучению современных этнодемографических, этнополитических, этноязыковых процессов для прогнозирования перспектив развития, внесения научно обоснованных предложений в законодательные и исполнительные органы власти регионов и России в целом.

Участники конференции отмечают, что в последнее время, различные политические силы призывают отказаться от признанного международным сообществом права народов на самоопределение, закрепленного в качестве одного из фундаментальных принципов современного международного права. Они предлагают перейти к унитаризации страны путем ликвидации национально-государственных образований, что вызывает весьма серьезную озабоченность у общественности республики.

Учитывая крайнюю важность сохранения государственности Республики Башкортостан в составе Российской Федерации, возникшей в результате реализации права башкирского народа на самоопределение, участники конференции единодушно осуждают политику, направленную на отход от принципов федерализма.

В целях дальнейшего совершенствования форм и методов работы органов законодательной  и исполнительной власти всех уровней,  институтов гражданского общества и средств массовой информации по гармонизации и оптимизации межнациональных отношений, сохранения устойчивого мира и гражданского согласия в многонациональном регионе в противовес росту и распространению национального и религиозного экстремизма, а также сохранения духовного, научного и культурного достояния Башкортостана и России в целом участники конференции постановили:

1. Отметить, что лидеры башкирского национального движения 95 лет тому назад приняли мудрое, дальновидное решение, объявив Башкортостан автономным, тем самым заложили основы федерализма в России.

2. Внести предложение Президенту Республики Башкортостан, депутатам Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о ежегодном праздновании Дня провозглашения автономии Башкортостан на государственном уровне.

3. Направить обращения Президенту Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с призывом неотступно продолжать укрепление принципов федерализма в России на основе Конституции Российской Федерации.

4. Признать, что политика унитаризации России под видом укрупнения субъектов РФ, нарушает принципы международного права на самоопределение. Это может привести к возникновению напряженности между народами, и создаст угрозу целостности Российской Федерации.

5. В связи с усилением унитаристских тенденций Исполкому МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» и Совету Ассамблеи народов Башкортостана предлагается выступить с инициативой проведения совместного совещания с лидерами общественных объединений национальных республик Российской Федерации.

6. Обратиться к Правительству РБ с предложением об увековечении памяти выдающихся деятелей башкирского национального движения (название их именами новых улиц столицы и других городов, установление памятников и т. д.)

7. При изучении и проведении различных научных мероприятий шире привлекать ученых и специалистов из стран СНГ, из национальных республик РФ.

Участники конференции единогласно проголосовали за принятие данной резолюции.

�е� \���v �?o �алую Башкирию» в особую автономно управляемую единицу, состоящую из 9 кантонов[6].

 

После III Всебашкирского учредительного собрания Центральное шуро, затем Башкирское правительство проделали большую работу по строительству национальной автономной государственности. Уже в ноябре-декабре 1917 г. в пределах Оренбургской губернии была создана своя система местного управления. Автономная система управления в пределах «Малой Башкирии» действовала и в период пребывания Башкирского правительства и войск в лагере белых.

Вот почему с Центральной советской властью в 1919 г. об условиях признания Башкирской автономии переговоры вели представители Башкирского правительства и шуро. Вот почему речь должна идти о том, что в марте 1919г. Центральной советской властью была признана уже существующая автономия башкирского народа путем подписания Соглашения с башкирским правительством.

Очень важно, исходя из реалий современной общественно-политической жизни Российской Федерации, подчеркнуть, что башкиры не получили свою автономию из рук большевиков. Башкирский народ завоевал право на строительство территориальной автономии с оружием в руках, опираясь на собственные вооруженные силы. Недаром в воззвании Башкирского правительства, принятом по случаю перехода башкирских белых частей на сторону советов и Красной Армии делался упор на то, что автономия была «добыта кровью» боровшегося за свободу народа.

К сожалению, в последние время со стороны федерального Центра усилились нападки на национальные республики, возникших на основе реализации права наций на самоопределение.

Как известно, Президент РФ в ходе своей предвыборный кампании выступил со статьей «Россия: национальный вопрос». Его обращение к данной теме можно, безусловно, приветствовать. В то же время трудно согласиться с его подходом к праву наций на самоопределение, которое он считает «пресловутым» и им, по его мнению, не раз спекулировали политики самых разных направлений-от Владимира Ленина до Вудро Вильсона (американский президент 1913-1921гг.). Возможно, имели место спекуляции, но право наций на самоопределение является универсальным и императивным и оно закреплено в Декларациях и других документах ООН, ее Генеральной Ассамблеи[7]. Когда ставится под сомнение легитимность и истинность существования в составе РФ национальных республик всегда следует иметь в виду не только  международные правовые документы, но и Конституцию РФ, 5-ая статья которой гласит, что «Российская Федерация состоит из республик» с наряду с ее другими субъектами. В параграфе 2 этой же статьи зафиксировано, что «Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство». Притом в третьем параграфе 5-ой статьи речь идет «о равноправии и самоопределении народов в РФ».

В общественно-политической ситуации в РФ, связанной с национальным вопросом в последнее время все более усиливаются тревожные симптомы. В недавно (27 сентября 2012 г.) разработанном членами Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям «Стратегии государственной национальной политики РФ», хотя и завуалированно, речь идет о курсе на ликвидацию национальных республик путем их включения в состав «крупных территориально-промышленных районов РФ, в которых будет апробироваться новая форма территориального устройства России». По замыслу авторов «Стратегии» национальные республики должны быть подменены аморфным бундовским изобретением под названием «национально-культурная автономия», которая пригодна лишь для решения национальных вопросов дисперсно расселенных национальных диаспор. Для народов, имеющих свою этноисторическую территорию, национально-культурная автономия абсолютно не применима. Ибо без наличия своей государственности невозможно решение политических, социально-экономических и культурных задач. Поэтому национально-культурная автономия-это путь к потере народами своей государственности, национальной идентичности и самобытности.

Основные идеи «Стратегии» вдохновили миллиардера  и политика М.Прохорова  заняться национальным вопросом. Он 27 октября на съезде создаваемой им партии «Гражданская платформа», бесцеремонно и прямо озвучил то, что было заложено в «Стратегии», призвав отказаться от деления России на республики и национальные округа, которых он в оскорбительном ракрусе  назвал «внутренними гетто». По его мнению в национальных республиках «местная коррумпированная власть угнетает и грабит наших людей», «разыгрывает национальную карту». (Непонятно, кого он имел в виду, говоря «наши люди»). Однако Прохоров в момент подобного заявления упустил то, что любой здравомыслящий человек должен задуматься: каким же образом он стал обладателем многомиллиардного состояния в долларах (по данным российских СМИ его состояние  достигает 7,6 млрд. долларов) будучи практически никому не известным молодым человеком в начале перестройки. Как это случается сплошь и рядом с разбогатевшими олигархами, Прохоров, обладая громадным состоянием решил бороться за власть. При этом, как видно, он решил использовать уже  набившую оскомину пиар-игру на национальных чувствах русских, которых де «угнетают и грабят» народы национальных республик. Получается, что все беды и недостатки России связаны по взгляду не только  Прохорова, но и других высокопоставленных чиновников, включая часть депутатов Госдумы, лидеров действующих партий, с существованием республик, вообще досадных «инородцев».

Они никак не хотят понять, что политика игнорирования права народов на самоопределение, попытки реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ» как это заявлено к 2025 г., никоим образом не станут «мобилизационным фактором по демократизации межнациональных отношений в России» и не обеспечат «политическую стабильность в обществе», не будут способствовать «укреплению госбезопасности и правопорядка», тем более «росту международного престижа РФ».

Как показывают жизненные реалии, претворение  в жизнь данной «Стратегии» и шовинистических по сути призывов Прохоровых и Жириновских будут иметь для многонациональной страны весьма плачевные последствия в смысле дестабилизации межнациональных отношений. Все это, думается, не отвечает интересам не только многонациональных народов России, но и русского народа, веками жившего в согласии и взаимопонимании со всеми народами страны.

 

Примечания:

  1. Буканова Р.Г. Ранние формы государственности у башкир // Ватандаш, 1997, №6. С.196; Мажитов Н.А. Традиция государственности башкирского народа // 85- лет провозглашению автономии Башкортостана. Материалы научно-практической конференции, посвещенной 85 летию провозглашения автономии Башкортостана и 112-летию со дня рождения А. Валиди. 29 ноября 2002 г. Уфа. С. 20-24; Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994. С.30,31.
  2. Борисюк Ю.,Шишков А. Заки Валидов Степной волк, отец русского федерализма // Профиль: 1998, 9 марта, С.61.
  3. Кульшарипов М.М. З. Валидов и образование Башкирской Советской Автономной Республики. Уфа, 1992. С.122-126.
  4. Национально-государственное устройство Башкортостана. Документы и материалы. Т.1. Уфа, 2002. С.188,189.
  5. Правда. 1917. 22 ноября.
  6. Национально-государственное устройство Башкортостана. Т.1. Уфа 2002. C.220-231.
  7. Права народов, Международно-правовой толковый словарь. Уфа, 1996. С.99-105.
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы