20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Декабрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Провозглашение территориальной автономии Башкортостана в контексте современной общественно-политической обстановки в РФ
Провозглашение территориальной автономии Башкортостана в контексте современной общественно-политической обстановки в РФ

15 ноября (29 ноября по новому стилю) руководящим органом башкирского национального движения Центральным шуро (Совет) была провозглашена территориальная автономия Башкортостана. В этом году отмечаем 95-летие этой знаменательной даты в истории РБ. Объявление автономии имело самые тесные связи с историей башкирского народа, его многовековой борьбой за свои права, в том числе и политические. Недаром ещё в ходе башкирских восстаний конца XVII-пер. пол. XVIII вв. башкиры пытались выдвинуть собственных ханов (Карасакал, например). Об этом же свидетельствует наличие у башкир традиций государственности, о чем писали историки Р.Г. Буканова, Н.А. Мажитов, Д.Ж. Валеев и другие [1].

Следует подчеркнуть, что советская историография, считая башкирское национальное движение, возникшие в 1917 г. контрреволюционным, реакционным, по существу игнорировала факт объявления территориальной автономии. Притом советские исследователи пытались изобразить само башкирское движение буржуазно-верхушечным, не имевшим твердых и глубоких связей с самим народом. Подобный взгляд вытекал, во-первых, из классового, марксистко-ленинского подхода к национальному вопросу, с попыткой разделить этносоциальную общность людей на два непримиримых, противоборствующих сил. Во-вторых, в науке господствовал взгляд о башкирах начала XX в как об отсталом, кочевом народе, для которого идея самоопределения была совершенно непонятна и недоступна.

Кстати, этот стереотип по отношению к истории становления автономного Башкортостана эксплуатируется исследователями, особенно публицистами разного толка, и в настоящее время. На страницах журнала «Профиль» (март, 1998) увидела свет статья о З. Валиди, вышедшего, по мнению ее авторов, « из среды башкирских кочевников, знания которых находились на уровне средневековья», и что он, «единственный интеллектуал» из диких кочевников, пытался осчастливить  свой кочевой народ демократией и федерализмом-достижениями европейской государственной культуры…». Этот вывод журналисты пытались подкрепить тем фактом, что башкиры путали слова «автомобиль» и «автономия» .Они якобы, глядя на развалившейся «Фиат» З. Валиди, спрашивали: « Почему она не едет, эта автономия?» [2].

Но бойкие остряки-авторы этой статьи не учли такой существенный момент: хотя башкиры путали слова «автомобиль и автономия», они прекрасно понимали сущность других слов, как свобода (азатлык), самоопределение (милли мухтариат), свое управление в лице национального правительства (хокумэт) в собственной государственности (милли дэулэтселек). Как иначе объяснить факт всеобщей радости, энтузиазма и небывалого духовного подъема среди башкирскго населения, вызванных объявлением в ноябре 1917 г. Башкортостан милли мухтариатом или национально-территориальной автономией? Или, например, почему народ восторженно приветствовал идею формирования национальных частей и живо откликнулся на призыв лидеров башкирского движения о борьбе против большевиков, не желающих считаться с автономией Башкортостана?

Совершенно очевидно, что башкирское национальное движение отражало интересы всех слоев населения и опиралось и на богатых, и бедных, и на интеллектуалов и безграмотных крестьян.  В национальном движении нет места идее классового противостояния, ибо раскол башкирского общества по социальным признакам вообще поставил бы под вопрос саму идею борьбы за самоопределение.

Более того, к 1917г., в силу определенных исторических обстоятельств, в частности наличия боевых традиций, башкирский народ шел в авангарде национально-освободительной борьбы народов Востока России. Достаточно сказать, что З. Валиди был не только отцом-основателем Башкирской автономной республики, но и одним из лидеров борьбы народов Туркестана за самостоятельность.

Начало национально-государственного строительства в Башкортостане связано с первыми башкирскими съездами, прошедшими в июле-августе 1917г. На этих съездах прежде всего рассматривался вопрос о территориальной автономии. Накануне Октябрьской революции возникло и действовало башкирское национальное движение, имеющее свой руководящий орган, четкую программу, сумевшее установить тесную связь с народом. В этом, безусловно, была огромная заслуга З. Валиди и других лидеров башкирского движения, людей образованных, понимающих чаяния и нужды родного народа.

Провозглашение автономии Башкортостана произошло после Октябрьской революции. Отношение Башкирского шуро, руководящего органа башкирского национального движения, возникшего еще на первом башкирском съезде (июль, 1917г.), к Октябрьской революции, свергнутому Временному правительству, вопросам автономии, земли нашли свое отражение в известном Фармане /Приказе/ №1 всему башкирскому народу, башкирским районным и уездным шуро от 11 ноября 1917г [3]. В нем было заявлено об отказе от поддержки Временного правительства, ибо оно оставило «без внимания» требования башкир. В то же время в Фармане осуждался большевистский переворот, несмотря  на провозглашенный советской властью лозунг о праве наций на самоопределение. Политика большевиков в нем оценивалась как путь к гражданской войне, выражалось недовольство их аграрной программой, так как она вела к потере башкирами своих прав на собственные вотчинные земли. В Фармане фактически был провозглашен принцип нейтралитета на случай столкновения двух противоборствующих сил. Башкиры, в соответствии с этим документом, должны были свои интересы защищать сами путем объявления автономии, формирования национальных вооруженных сил. Провозглашение автономии по Фарману откладывалось до следующего башкирского съезда, т.е. до начала декабря 1917г.

Однако Башкирская автономия была объявлена через 4 дня после обнародования Фармана №1-15 ноября (по новому стилю 29 ноября 1917г.) Провозглашение в Оренбуге Башкирской автономии до намеченного срока З. Валиди объясняет « царившей в России анархией». Как известно, 15 ноября г. Оренбург был захвачен атаманом Дутовым и в крае фактически началась гражданская война. В данной обстановке действия Башкирского шуро вполне соответствовали духу и букве Фармана№1, где на случай возможных «бедствий и бесчинств», предусматривалось взятие власти в свои руки, чтобы обеспечить «защиту и заботу о башкирском народе».

Фарман №2, увидевший свет 15 ноября под названием «Всем башкирам Оренбургской губернии, Щадринского, Екатеринбургского уездов Пермской губернии и башкирским окружным и районным шуро от Башкирского центрального шуро», объявлял территориальную автономию Башкортостана в пределах Оренбургской, Пермской, Уфимской, Самарской губерний [4].

Идея самостоятельности, создания своей автономной государственности, вызвала у башкирского народа необычайный духовный подъем, воодушевление, о чем свидетельствуют телеграммы и письма, направленные в адрес Центрального шуро со всех концов Башкортостана. Так, из села Бураево, где проходил съезд мусульман Бирского уезда, поступили в адрес Шуро две телеграммы: одна от имени мишарей и тептярей, где они заявили о своем согласии присоединиться к башкирам и войти в состав автономного Башкортостана, другая-от башкир названного уезда, сердечно поздравляющих Шуро с объявлением автономии и выражающих готовность всячески поддержать ее. Поступила поздравительная телеграмма и от имени Белебеевского башкирского уездного шуро, которая заканчивалась словами: «Да здравствует территориальная автономия Башкортостана!». Телеграммы аналогичного содержания были направлены из с. Темясово, Мурапталово и других населенных пунктов Башкортостана. В указанных селениях были организованы торжества с чтением Корана в честь территориальной автономии. Выдающийся башкирской поэт, участник башкирского национального движения Шайхзада Бабич в те дни написал восторженное  стихотворение «Огромная радость» («Олуг шатлык»), опубликованное в печатном органе Башкирского шуро газете «Башкорт».

Что же касается советского правительства, то его реакция на объявление автономии Башкортостана была сдержанной, без каких-либо оценок, о чем говорит заметка информационного характера об автономии и созыве «учредительного съезда Башкирии», появившаяся 22 ноября на странице газеты «Правда»[5].Отклик «Правды» на провозглашение Башкирской автономии в спокойном тоне объясняется тем, что этот акт не противоречил принципу свободного самоопределения наций, обнародованного советской властью в «Декларации прав народов России» 2 ноября 1917 года.

Провозгласив автономию, лидеры башкирского движения начали активную работу по созыву Всебашкирского учредительного курултая. III Всебашкирский Курултай, работавший с 8 по 20 декабря, узаконил самостоятельность, или автономию Башкортостана. Первый пункт постановления курултая гласил: «Объявленную 15 ноября Центральным башкирским шуро территориально-национальную автономию Башкурдистана курултай утверждает единогласно». Правовую самостоятельность Башкортостана, как автономной части Российской Федерации, должна была утвердить и закрепить в законодательном порядке Центральная власть.

Курултай специальным положением «Об автономном управлении Башкурдистаном» превращал «Малую Башкирию» в особую автономно управляемую единицу, состоящую из 9 кантонов[6].

После III Всебашкирского учредительного собрания Центральное шуро, затем Башкирское правительство проделали большую работу по строительству национальной автономной государственности. Уже в ноябре-декабре 1917 г. в пределах Оренбургской губернии была создана своя система местного управления. Автономная система управления в пределах «Малой Башкирии» действовала и в период пребывания Башкирского правительства и войск в лагере белых.

Вот почему с Центральной советской властью в 1919 г. об условиях признания Башкирской автономии переговоры вели представители Башкирского правительства и шуро. Вот почему речь должна идти о том, что в марте 1919г. Центральной советской властью была признана уже существующая автономия башкирского народа путем подписания Соглашения с башкирским правительством.

Очень важно, исходя из реалий современной общественно-политической жизни Российской Федерации, подчеркнуть, что башкиры не получили свою автономию из рук большевиков. Башкирский народ завоевал право на строительство территориальной автономии с оружием в руках, опираясь на собственные вооруженные силы. Недаром в воззвании Башкирского правительства, принятом по случаю перехода башкирских белых частей на сторону советов и Красной Армии делался упор на то, что автономия была «добыта кровью» боровшегося за свободу народа.

К сожалению, в последние время со стороны федерального Центра усилились нападки на национальные республики, возникших на основе реализации права наций на самоопределение.

Как известно, Президент РФ в ходе своей предвыборный кампании выступил со статьей «Россия: национальный вопрос». Его обращение к данной теме можно, безусловно, приветствовать. В то же время трудно согласиться с его подходом к праву наций на самоопределение, которое он считает «пресловутым» и им, по его мнению, не раз спекулировали политики самых разных направлений-от Владимира Ленина до Вудро Вильсона (американский президент 1913-1921гг.). Возможно, имели место спекуляции, но право наций на самоопределение является универсальным и императивным и оно закреплено в Декларациях и других документах ООН, ее Генеральной Ассамблеи[7]. Когда ставится под сомнение легитимность и истинность существования в составе РФ национальных республик всегда следует иметь в виду не только  международные правовые документы, но и Конституцию РФ, 5-ая статья которой гласит, что «Российская Федерация состоит из республик» с наряду с ее другими субъектами. В параграфе 2 этой же статьи зафиксировано, что «Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство». Притом в третьем параграфе 5-ой статьи речь идет «о равноправии и самоопределении народов в РФ».

В общественно-политической ситуации в РФ, связанной с национальным вопросом в последнее время все более усиливаются тревожные симптомы. В недавно (27 сентября 2012 г.) разработанном членами Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям «Стратегии государственной национальной политики РФ», хотя и завуалированно, речь идет о курсе на ликвидацию национальных республик путем их включения в состав «крупных территориально-промышленных районов РФ, в которых будет апробироваться новая форма территориального устройства России». По замыслу авторов «Стратегии» национальные республики должны быть подменены аморфным бундовским изобретением под названием «национально-культурная автономия», которая пригодна лишь для решения национальных вопросов дисперсно расселенных национальных диаспор. Для народов, имеющих свою этноисторическую территорию, национально-культурная автономия абсолютно не применима. Ибо без наличия своей государственности невозможно решение политических, социально-экономических и культурных задач. Поэтому национально-культурная автономия-это путь к потере народами своей государственности, национальной идентичности и самобытности.

Основные идеи «Стратегии» вдохновили миллиардера  и политика М.Прохорова  заняться национальным вопросом. Он 27 октября на съезде создаваемой им партии «Гражданская платформа», бесцеремонно и прямо озвучил то, что было заложено в «Стратегии», призвав отказаться от деления России на республики и национальные округа, которых он в оскорбительном ракрусе  назвал «внутренними гетто». По его мнению в национальных республиках «местная коррумпированная власть угнетает и грабит наших людей», «разыгрывает национальную карту». (Непонятно, кого он имел в виду, говоря «наши люди»). Однако Прохоров в момент подобного заявления упустил то, что любой здравомыслящий человек должен задуматься: каким же образом он стал обладателем многомиллиардного состояния в долларах (по данным российских СМИ его состояние  достигает 7,6 млрд. долларов) будучи практически никому не известным молодым человеком в начале перестройки. Как это случается сплошь и рядом с разбогатевшими олигархами, Прохоров, обладая громадным состоянием решил бороться за власть. При этом, как видно, он решил использовать уже  набившую оскомину пиар-игру на национальных чувствах русских, которых де «угнетают и грабят» народы национальных республик. Получается, что все беды и недостатки России связаны по взгляду не только  Прохорова, но и других высокопоставленных чиновников, включая часть депутатов Госдумы, лидеров действующих партий, с существованием республик, вообще досадных «инородцев».

Они никак не хотят понять, что политика игнорирования права народов на самоопределение, попытки реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ» как это заявлено к 2025 г., никоим образом не станут «мобилизационным фактором по демократизации межнациональных отношений в России» и не обеспечат «политическую стабильность в обществе», не будут способствовать «укреплению госбезопасности и правопорядка», тем более «росту международного престижа РФ».

Как показывают жизненные реалии, претворение  в жизнь данной «Стратегии» и шовинистических по сути призывов Прохоровых и Жириновских будут иметь для многонациональной страны весьма плачевные последствия в смысле дестабилизации межнациональных отношений. Все это, думается, не отвечает интересам не только многонациональных народов России, но и русского народа, веками жившего в согласии и взаимопонимании со всеми народами страны.

 

Примечания:

  1. Буканова Р.Г. Ранние формы государственности у башкир // Ватандаш, 1997, №6. С.196; Мажитов Н.А. Традиция государственности башкирского народа // 85- лет провозглашению автономии Башкортостана. Материалы научно-практической конференции, посвещенной 85 летию провозглашения автономии Башкортостана и 112-летию со дня рождения А. Валиди. 29 ноября 2002 г. Уфа. С. 20-24; Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994. С.30,31.
  2. Борисюк Ю.,Шишков А. Заки Валидов Степной волк, отец русского федерализма // Профиль: 1998, 9 марта, С.61.
  3. Кульшарипов М.М. З. Валидов и образование Башкирской Советской Автономной Республики. Уфа, 1992. С.122-126.
  4. Национально-государственное устройство Башкортостана. Документы и материалы. Т.1. Уфа, 2002. С.188,189.
  5. Правда. 1917. 22 ноября.
  6. Национально-государственное устройство Башкортостана. Т.1. Уфа 2002. C.220-231.
  7. Права народов, Международно-правовой толковый словарь. Уфа, 1996. С.99-105.

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы