20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Декабрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » К вопросу о государственном статусе Башкортостана, отраженном в Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан.
К вопросу о государственном статусе Башкортостана, отраженном в Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Республики Башкортостан создавалась в период анархии и хаоса, вызванного Февральской революцией 1917 года, когда башкирский народ явочным порядком провозгласил о создании  своей республики, тем самым заложив начало федерализации самодержавной и унитарной страны.

Согласно Конституции 1993 года  Россия является федеративным государством, а  республики в составе Федерации признаны государствами, обладают правом самостоятельно устанавливать государственные языки (ст. 68), другие  атрибуты государственности. Однако в  последние годы,  особенно после начала   процессов «по укреплению вертикали власти» в эйфории унификации  как-то многие начали  «забывать» о том, что в основе федеративного государственного устройства  любой страны лежат  базовые  международно-признанные документы о правах народов на самоопределение, что есть Европейская хартия  о языках национальных меньшинств и другие документы, иногда проглядывается  некоторое ощущение  безысходности среди интеллектуалов-федералистов, граничащей с некоторой долей виноватости перед  новой всесильной идеологией федерального центра. Даже некоторые ярые сторонники  суверенитета Башкортостана  в 1990-х годов  как то притихли   соглашаясь со всем, что предлагает Центр.

В последние годы все чаще  приходится слышать о том, что  Россия перестала быть федеративной  страной по сути, хотя  с точки зрения формальной логики остается федеративной. 

В этих условиях, в  первую очередь,  нам надо  самим   определиться – какое государство мы строим и куда движемся? Каким статусом должна обладать  наша республика для решения  объективных вопросов развития республикообразующей башкирской нации и сохранения духовного наследия всех народов, проживающих в республике? Ибо совершенно очевидно, что если бы не было башкир, то не было бы и легитимной основы для приобретения статуса государства Башкирского.

Как известно, в классическом варианте федеративные отношения складываются тогда, когда есть договоренность между субъектами федерации об учреждении единого федеративного государства. И если нет такой свободной воли, может ли государство, даже если в конституции употребляется слово «федерализм», быть федеративным в полном ее смысле? Хотя теория федерализма допускает помимо «договорной» и такие ее разновидности как «конституционная» или «конституционно-договорная федерация».

Исторически процесс федерализации в России в XX в. был обусловлен не только огромной территорией, но и наличием огромного  количества разноязычного коренного населения. После февральской революции 1917 года, когда страна погрузилась  в хаос, когда  местное население грабили и «красные» и «белые»  башкиры первыми создали органы государственного управления и предприняли самые активные меры по  установлению легитимной государственности в составе Единой России. Никто им  указаний создавать республику не давал, декретов не издавал, более того, основатели Башкирской республики  искренне надеялись, что скоро в Центре найдут компромисс и состоится Учредительное Собрание, которое узаконит государственность Башкирского народа. Но куда повернула история все мы хорошо знаем.

История первых лет государственного строительства страны Советов наглядно показала, что в  основе Российского федерализма лежал принцип демократического обустройства территорий и народов. Федерализм для России, тем более наличие национальных республик в составе России, ни есть только наследие большевистской идеологии и советской политики, как некоторые пытаются сегодня представить. Существующая государственность республик во многих случаях, в частности для башкир, есть результат многовековой борьбы народа за свое самоопределение. И не считаться с этим историческим фактом было бы политической и исторической ошибкой,   недальновидностью и политической ограниченностью.

Особо стоить остановиться на взаимосвязи федеративного устройства страны и национального вопроса. Являясь многонациональным государством Россия   согласно Конституции 1993 года признает один из основополагающих принципов международного права — право каждого народа на политическое самоопределение, включая и право на создание собственной национальной государственности. Совершенно очевидно также и то, что в условиях единого Российского государства это может быть осуществлено только при реализации федеративной модели, когда субъекты Российской Федерации создают собственные органы государственной власти, наделенные соответствующими конституционными полномочиями.

Однако практика показала, что не все проблемы сегодня находят свое решение и единое понимание в центре и на местах. Для решения многих проблем требуется научное, конституционно-правовое осмысление сложившейся модели их взаимоотношений, тенденций и возможных путей дальнейшего их развития.

Совершенно очевидно, что действующая Конституция РФ 1993 года далеко не исчерпала своего потенциала и дает возможность для органического сочетания государственных интересов всей страны и интересов отдельных субъектов федерации и народов. Она признает республики государствами и придерживается буквы и духа  общепризнанных международно-правовых норм, в том числе признает право нации на самоопределение.

Как известно, основу Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеет свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с центром. Для того, чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в обществе, важно, с нашей точки зрения, установить оптимальное соотношение двух федеративных начал - единства и многообразия. Очевиден тот факт, что Федерация  и ее  субъекты должны строить свои отношения только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной Федерации сегодня входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики. Однако оптиматизация межнациональных и федеративных отношений не может достигаться любыми средствами, как, например, путем автоматической губернизации республик, или, наоборот, республиканизации краев и областей, поскольку своеобразие российского федерализма состоит прежде всего в сочетании территориального и национально-территориального принципов.

Можно согласиться с тем, что принцип равноправия субъектов федерации, который предусматривает единообразие конституционного подхода к распределению предметов ведения между федерацией и ее субъектами, предполагает установление единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами Федерации. Вместе с тем необходимо отметить, что правовое равенство субъектов Федерации не означает автоматического равенства их экономических потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения и иных обстоятельств.

Каждая эпоха  ставить свои задачи. Необходимость совершенствования государственного устройства тоже имеет под собой реальные основания, особенно если учесть, что есть такие субъекты, население которых насчитывает всего несколько десятков или сотен тысяч людей. Но когда речь идет о будущем таких самодостаточных регионов как Башкортостана и Татарстан, имеющих многовековую политическую историю  и опыт государственного существования, мы должны исходить в первую очередь из того, насколько это отвечает стратегическим целям коренных ее народов. Именно исходя из этого  и с учетом необходимости сохранения государственной целостности страны и следует, наверное, проводить те или иные реформы, в том числе административные.

 В России проживают огромное количество народов и этнических групп, в разной форме самоопределившихся. Поэтому ответственная политика должна быть не только в центре, но и на местах. Это особенно важно для тех народов, для которых федеральный центр отнюдь не является этноцентром.  Ведь современный государственно-правовой статус Башкортостана, при всех имеющихся сложностях  во взаимоотношения     с центром позволяет решать общефедеральную задачу по сохранению самобытности  ее  многонационального населения.

Возможно  этим и продиктовано стремление некоторых федеральных политиков переложить решение этнонациональных проблем с федерального центра на уровень субъектов. Но ведь совершенно очевидно, что если мы возлагаем на руководителей субъектов федерации ответственность и определяем их компетенцию в одностороннем порядке, то  наверное параллельно должно идти и финансовое обеспечение тех программ,  которые принимаются и осуществляются в регионах. Видимо   должно быть  учтено  и то, насколько сами народы   готовы участвовать в организации государственной власти на местах, каким они обладают потенциалом, насколько они конкурентоспособны и готовы трансформироваться в современные нации.

Не стоит также вообще  отрицать  возможности укрупнения некоторых субъектов, ибо  не все народы и этнические группы, проживающие в России, претендуют на национально-государственный статус. Если есть желание у тех или иных народов или самих жителей субъектов на объединение,  наверное   они продиктованы объективными причинами, в первую очередь экономического характера. Но этот процесс должен происходить с огромной осторожностью, многократно взвесив все за и против.

 

Актуальные задачи  башкирского  народа на современном этапе

 

В настоящее время  мы являемся свидетелями того, как стремительно набирают  обороты  процессы глобализации в мире, а в России, под лозунгами  «укрепления вертикали власти» и «модернизации» усиливается унитаризация страны. Это в свою очередь ставит новые задачи как перед российском обществом в целом, так и перед  башкирским народом в частности.

Сегодня как никогда ранее стоит вопрос о необходимости выработки адекватной к ситуации национальной идеологии башкирского народа и  принятия качественно новой государственно-правовой доктрины со стороны руководства Республики Башкортостан. Основная часть населения связывает решение   жизненно важных проблем  с деятельностью Президента и руководства республики,  соответствующих государственных структур. Но мы   должны осознавать, что объем полномочий и юрисдикция республики ограничены и не в состоянии удовлетворить  все политические, экономические и социально-культурные вопросы башкир. Это в свою очередь обусловлено несколькими факторами: во-первых – Республика Башкортостан должна решать  проблемы всех ее жителей; во-вторых – ее полномочия ограничены ее же территорией; в-третьих -  ограниченностью принятия  государственных решений в связи с уменьшением ее прав.

В условиях, когда около 40 % башкир проживает за пределами республики Башкортостан,  когда со стороны Центра шаг за шагом проводится политика по игнорированию национальных интересов нерусских народов страны, по снижению их государствообразующего и правового статуса роль негосударственных организаций, в том числе и Всемирного курултая башкир возрастает.

История свидетельствует, что никакая патерналистическая политика государства  не сможет обеспечить полноценного развития нации, если у нее не будет внутреннего потенциала для воспроизводства своей  нации и отстаивания своей идентичности. Мобилизованная сила нации, в зависимости от реальной ситуации, может быть реализована по  разному.

Предлагаю сформулировать  ряд первоочередных задач, на которые стоить обратить внимание:

  1. Считаем целесообразным начать  подготовку к проведению мероприятий по 100-летию создания Республики Башкортостан, который состоится 15  ноября 2017 года.  Если подключить к этому процессу и Федеральный центр, то  как первая республика в составе РФ Башкортостан  получил бы юридико-политическое обоснование на проведение активной государственной политики по развитию башкирского народа.
  2. Предлагаем усилить научные исследования в области истории государственности башкирского народа, в этих целях  приобретает особое значение деятельность Института гуманитарных исследований, института социально-политических исследований АН РБ и других учреждений республиканского подчинения, стоит также обратить внимание на кадровый  состав  как филиалов РАН, так и  учреждений АН РБ.
  3. В связи с все возрастающим значением исламского фактора в республике и строительством новых мечетей и религиозных учебных заведений требует к себе пристальное внимание деятельность  людей, занятых в этой области. В целях недопущению радикализации ислама, а также с учетом необходимости сохранять традиционный ислам Ханифитского направления, которого придерживались  наши предки;

4.         Необходимо исходить из того, что большая часть работы, до 90% должна быть направлена на решение проблем башкир за пределами республики.

5.         Необходимо активно участвовать в деятельности федеральных (Госдума)  и региональных(Госсобрание) органов государственной власти и общероссийских организаций и партий.

9.         Мобилизовать вокруг Исполкома башкирских предпринимателей;

10.       Создать свой канал на телевидении и издать газету.

11.       Создать сеть научных учреждений по изучению наследия башкирских эмигрантов (И.Рамзи, З. Валиди и т.д.), по истории башкирского народа и его государственности.

12.       Вести работу по переименованию улиц и созданию национального парка и  аллеи героев и основателей республики, деятелей культуры и др.

 

 

 

Бускунов А.М., политолог,

Башкирский государственный университет

 

 

 

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы