20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Март 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


Уранцы вновь собрались вместе

 

 Раушания Гарифуллина

Фото Рустама Сангова

Знаменательное событие – йыйын башкир-уранцев, издревле живущих на этой земле, состоялось в районе в середине прошлой недели. В работе съезда приняли участие глава администрации района Ильшат Вазигатов, председатель Исполкома Всемирного курултая башкир Румиль Азнабаев, заведую­щий отделом этнологии Института гуманитарных исследований АНРБ Юлдаш Юсупов, главный специалист по фольклору Республиканского Центра народного творчества Фаниса Акчурина. Инициатором проведе­ния йыйына выступил местный исполком курултая башкир, инициатива была активно поддержана администрацией района.

«Сборищев делать»

запрещалось

На земле уранцев, по словам исто­риков и краеведов, йыйыны проводи­лись и раньше. Здесь решались самые важные вопросы. По окончании всех обсуждений устраивались праздно­вания. Столы ломились от питья и яств, а храбрецы получали отличную возможность показать себя в различ­ных соревнованиях - в состязаниях по борьбе куреш, по скачкам, по стрельбе из лука и т.д. Известно, что в 30-е годы XIX века йыйыны запрещались из-за боязни общения среди населения, не предусмотренного регламентом военно-феодального режима. Указом от 11 февраля 1736г. было запрещено «без позволения городовых командиров сборищев делать». Однако без ведома местных властей в разных концах края продолжалось проведение йыйынов. В 1840 г. пристав 3-го стана сообщил губернским властям о йыйыне башкир деревни Уртаулово Уранской волости (10-го башкантона), где помимо ря­довых были и башкирские старшины 12-й роты Мухаметвали Карманов и 13-й юрты Абдулгафар Дюскеев. Что­бы разогнать народ, приставом был послан полицейский сотник, но ему оказали сопротивление и «ослушание». Основываясь на этих фактах, началь­ник штаба Отдельного Оренбургского корпуса г.-м. Рокоссовский предписал командующему Башкирским войском «сделать зависящее распоряжение кан­тонным начальникам о недопущении впредь сих сборищ».

«Передуранцами

преклоняю голову»

Задолго до начала съезда в фойе районного Дворца культуры участни­ки йыйына общались друг с другом, в «аллее» родословных с интересом рас­сматривали шежере, останавливались у выставки, оформленной работниками центральной районной библиотеки.

Йыйын собрал более 500 человек. Кроме представителей рода были приглашены и руководители нацио­нальных общественных организаций района, учителя, главы сельских по­селений и т.д.

С приветственным словом к съез­ду обратился глава администрации района Ильшат Вазигатов. Он отметил многонациональный состав жителей района, необходимость развития всех этносов, сохранение их уникального колорита, укрепление взаимодействия и сотрудничества между народами.

- С древнейших времен уранцы с храбростью защищали свои земли, а это были огромные территории. Род Уран – очень сильный, крепкий род, всегда вызывал чувство восхищения и гордости, и я преклоняю перед уран­цами голову, - сказал в своем высту­плении Румиль Азнабаев, председа­тель Исполкома Всемирного курултая башкир. Румиль Талгатович рассказал, что йыйын ставит целью возрождение исторической памяти народа, тради­ций, духовной культуры, поиски путей решения социальных проблем, под­робно остановился на вопросах языка. В частности, он отметил, что в свое время государственными органами Советской Башкирии по отношению к северо-западным башкирам была проведена ошибочная языковая по­литика. После образования в 1919 году Башкирской автономии начался про­цесс национально-культурного строи­тельства, в ходе которого встал вопрос о создании башкирского литератур­ного языка. Предложение создать его на основе трех диалектов: восточного, южного и северо-западного – было отклонено, так как последний был подвержен влиянию татарского.

Молодой ученый Юлдаш Юсупов, он же заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследова­ний АН РБ, ведущий генеалогические исследования в рамках научного сек­тора «Шежере-центр», автор научных работ о формировании башкирского народа и средневековой истории народов Урало-Поволжья и т.д., рас­сказал историю племени уран, об этнониме «уран» (что означает «змея», подробнее об этом - в «ЯЗ» №№13-14, 2010 год).

Главный специалист по фольклору Республиканского Центра народного творчества Фаниса Акчурина поведала собравшимся о республиканских Ше­жере байрамы. Янаульские исследова­тели, отметила она, часто становятся лауреатами конкурса, «их работы от­личаются глубиной и достоверностью». И очень может быть, что местом про­ведения следующего республиканского Шежере байрамы, который намечен на конец сентября, будет выбран именно Янаульский район.

О работе, проводимой исполко­мом районного курултая башкир, рассказал его председатель Рафаил Яхин. Он акцентировал внимание собравшихся также на вопросах диалекта северо-западных башкир. В башкирских деревнях, особенно в западных районах, в медресе и мектебе преподавание велось на та­тарском языке. Этому способствовал Указ императрицы Анны Иоановны от 11 февраля 1736 года, официально покончивший с независимостью Башкирии. Более 15-ти поколений обучались на татарском языке. Татарский также был языком административного делопроизводства в регионе. В этих условиях башкиры постепенно переходили с башкир­ского на татарский разговорный язык, сказал Рафаил Заянович.

Два чувства

дивно близки нам…

Слушая рассказ Фарита Зиевича Минязева о своей родословной, о роде Уран (кстати, его выступление можно назвать кульминацией мероприятия), невольно вспомнила необычайно насыщенные смыслом пушкинские строки:

 Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Фарит Минязев за долгие годы ис­следований изучил генеалогическое древо до 27 колена, а также историю родного села. В 2011 году увидела свет его книга «Кисак-Каин – начало на­чал», которая охватывает большой исторический отрезок времени, на­чиная с древнейших времен и до наших дней.

У истоков Кисак-Каина стоял некий Киньягул, прапрапрадед Ф. Минязева, пришедший в 1179 году со стороны Миасса. Позже одному из сыновей Киньягула, Бакиру, Иван Ка­лита даровал звание удельного князя и Нукратские земли… Кисаккаинцы в составе отряда Салавата Юлаева в 1774 году боролись за свободу своего народа…

От Кисак-Каина отпочковалось немало населенных пунктов – де­ревни Карманово, Бадряш, Артаул, Ошья-Тау и т.д. Обо всем этом Фарит Минязев рассказал с чувством особой гордости. Большинство событий крае­веду удалось доказать историческими фактами. В своей исследовательской работе он руководствовался архив­ными данными, материалами книг А.З. Асфандиярова, Н.М. Кулбах­тина, Д.М. Исхакова. В них находил подтверждение своим изысканиям. Продемонстрировал Фарит Зиевич старую тетрадку с родословной. Она дошла до него от Мухаммадхана Атнагулова, ставшего впоследствии известным детским писателем Мадха­ном Буйским. По чистой случайности эту реликвию не сожгли в 1918 году в костре, в огне которого уничтожили религиозную библиотеку Габдрахима- хазрата - прадеда Фарита Зиевича по линии матери.

 Фаритом Минязевым проделана огромная работа, и она заслуживает самых добрых слов. Исследователь считает, что изучение корней - дело чрезвычайно важное и нужное. По этим изысканиям внуки-правнуки смогут изучать и знать историю своего рода.

Наш рассказ получился бы не­полным, если бы не было отмечено богатство талантов, продемонстри­рованное на йыйыне. Замечательные танцы, песни, декламации – все это понравилось зрителям. Долгих апло­дисментов удостоились самодеятель­ные актеры из Прогресса, показавшие инсценировку «Уранцы на защите Отечества».

P.S. В конце съезда был избран Совет рода Уран. В него вошли Риф Ахмат­нурович Зарипов, Рафаил Заянович Яхин, Сылу Икрамовна Яруллина, Дилара Маликовна Фаухиева. Главой рода единогласно был избран Фарит Зиевич Минязев.

 

 Говорят участники йыйына

 

 Гульсина Аминева, краевед, с. Новый Артаул:

- Йыйын прошел на хорошем уровне. Понравилось вы­ступление Юлдаша Юсупова – получила ответы на очень важные вопросы. Изучением истории семьи, села занимаюсь давно. Со своими учащимися еще в конце 90-х участвовали в республиканских конкурсах по составлению шежере, вы­ступали на научно-практических конференциях. Изучали и особенности диалекта. Нашему краеведческому музею – 30 лет, здесь накоплен огромный материал по истории села, об именитых земляках.

Рафит Анваров, заместитель главы администрации района по сельскому хозяйству:

- О моем родном селе Кисак-Каине, о людях, просла­вивших и прославляющих малую родину, можно говорить много. Народ у нас, действительно, очень трудолюбивый, предприимчивый. Тот факт, что кисаккаинцы одними из первых в районе начали пользоваться электричеством, природным газом, другими благами цивилизации, говорит сам за себя.

 

 Фарит Зиевич своими исследовательскими работами пробудил чувство национальной гордости не только у ки­саккаинцев. Спасибо ему за огромный труд.

Гульнара Валиева, председатель районного совета башкир­ских женщин:

- Меня всегда волновал вопрос несовпадения этнической и языковой идентичности. Рада, что этой теме на йыйыне было уделено особое внимание. Видя, как наш диалект от­личается от литературного башкирского, северо-западные башкиры стали считать свой родной язык татарским. В результате появилось несколько поколений с деформиро­ванным этническим сознанием.

Юрис Саитов, председатель районного общества удмур­тов:

- Этот съезд – значимое событие не только для башкир- уранцев, но и для представителей других национальностей. Думаю, его надо было организовать еще раньше. Это пример для всех нас, как нужно дорожить своим прошлым, настоя­щим и думать о будущем.

 

 Наша справка. Территория нынешнего Янаульского района принадлежала башкирам Уранской и Урман-Гарейской волостей.

Уранская волость состояла из следующих башкирских насе­ленных пунктов: Карман, Карман-Актау, Чишма (Чишма-Тау), Чангакуль, Кумово, Урдяк, Бадряш, Бадряш-Актау, Кисак-Каин, Кызыл-Яр, Янбарис, Кичикир, Куюк, Исхак, Булат-Елга, Новый Артауыл, Варяш, Иткиней, Янаул, Янгыз-Нарат, Таш Елга, Ива­най, Исамет, Акылбай, Туртык, Ошья-Тау, Варяшбаш.

Известен легендарный уранец по имени Айзуак, ездивший на лыжах в Казань и Москву, откуда привез берестяную грамоту о принятии башкир-уранцев в Русское подданство (см. Башкирские шежере. Уфа, 1960). Уранцы активно участвовали в освободи­тельной борьбе башкирского народа, создав собственные повстан­ческие отряды в годы многочисленных восстаний. Они были и са­моотверженными пугачевцами. В составе повстанческого войска Салавата Юлаева находились 14 башкир из д. Кисак-Каин, 7 - из д. Кызыл Яр. В Отечественную войну 1812 г. уранцы и гарейцы выставили с каждых трех дворов по одному воину, пополнив ряды 10-го башкирского конного полка. Известно имя одного из них - по­ходного старшины из д. Карман Абдулмазита Усаева.

(По материалам книги А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана»).

 

 


<!--[endif]-->

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы