20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Апрель 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Обращение Исполкома курултая башкир Зианчуринского района
Обращение Исполкома курултая башкир Зианчуринского района

«Дискуссия», развернутая АиФ-Башкортостан, вынудила исполком курултая башкир Зианчуринского района РБ выступить с настоящим обращением.
Слово «дискуссия» дается в кавычках, т.к. считаем, что ее участники поставлены в неравные условия: одним предоставляются целые полосы, другим – не более десяти строк, за исключением единственного случая, когда позиция Р.Ирназарова отражена более полно, и то с купюрами. (АиФ-Башкортостан от 7.03.2013) А кочующие из номера в номер имена Г.Лучкиной и Э.Тарасовой вовсе похожи на игру в одни ворота. Но оставим это на совести тех, кто заказывает музыку.


Исполком курултая башкир выражает большее беспокойство по поводу выхода «дискуссии» за пределы чисто педагогических проблем и перевода предмета спора на плоскость национальных отношений. Нам представляется, что редакции сообща нацелились на обострение этого тонкого, чувствительного и болезненного вопроса. Только так можно расценивать высказывания о «башкиризации основанного русскими города Уфа», о «притеснениях», чинимых в Башкортостане татарским артистам, о том, что в Уфе нечего показывать гостям, кроме лисьей шапки и курая, навешевание ярлыка «фашисткогоприхвостня» З.Валиди, требования переименовать улицы города, названные именами выдающихся личностей башкирского народа.

О какой «башкиризации» идет речь, когда из 1350 улиц башкирской столицы лишь 18 носят башкирские названия? Почему предлагается воздвигать памятники надуманным персонажам и крылатым фразам, а не настоящим брендам Башкортостана – кураю, башкирской лошади, башкирскому меду, бурзянской пчеле, кумысу, башкирам-участникам Отечественной войны 1812 года, бойцам легендарной башкирской кавалерийской дивизии, выдающимся личностям (не только из башкир) и т.д. Именно такие памятники, несущие не только художественную, но и духовно-нравственную ценность, придавали бы Уфе изюминку, неповторимость, национальный колорит. Такая Уфа была бы куда привлекательнее для гостей и туристов, нежели купеческие и доходные дома, которых сотни тысяч по всей остальной России. Ну нет, кое-кому очень хочется, чтобы в Уфе пахло только русским духом, хочется показать, кто в доме хозяин!

В отношении главного вопроса «дискуссии» - проблем преподавания русского языка и литературы в школе – курултай башкир района полностью разделяет обеспокоенность Г.Лучкиной и ее единомышленников. Но в отличие от них считаем проблему не региональной, а общероссийской, даже глобальной. Не уверены, что в «чисто русских» регионах дети намного лучше осваивают премудрости русского языка и литературы, чем в Республике Башкортостан. Лучшие умы страны бьют тревогу по поводу падения интереса учащихся к истории России, к родному языку и литературе, к гуманистическим ценностям. Мы, башкиры, благодаря прекрасным учителям русского языка и литературы и произведениям великих русских писателей и поэтов, знаем и любим «великий и могучий» не хуже самих русских. И нам небезразлично видеть, как русский язык деградирует на глазах, превращаясь в малопонятный конгломерат англо-русско-жаргонных слов. Дети отучены читать художественную литературу, мало общаются, вследствие чего у них не формируется правильная литературная речь. Но у нас, вместо выявления и устранения главных причин, как всегда, ищут козла отпущения. У нас, в Башкортостане, козлом отпущения сделали башкирский язык. Ясно каждому непредвзятому человеку, что увеличение часов на изучение русского языка и литературы за счет уроков башкирского языка ситуацию кардинально не изменит. Нужен комплекс мер, чтобы русский язык и литература стали привлекательными прежде всего для самих русских детей.

Эгоизм – плохая черта человека в любых проявлениях, а в межнациональных отношениях еще и опасная. Только национальным эгоизмом можно объяснить то, что поборников русского языка совершенно не интересует положение национальных языков и культуры малых народов. То, что национальные меньшинства кроме русского языка и литературы должны, обязаны! столь же хорошо, даже лучше, изучать родной язык и литературу. То, что учащихся национальных школ при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе приравняли к учащимся русских школ, не учитывая того, что они занимаются по разноуровневым учебным программам. Понятно, что это ведет к ослаблению внимания к родному языку и литературе, а то и вовсе к свертыванию национального образования. Несложно предсказать перспективы такой образовательной политики – исчезновение языка, следовательно, и нации. Кому это надо и зачем? Ведь во времена военных лихолетий национальный акцент не мешал башкирам, татарам и многим другим нацменам стоять насмерть и погибать вместе с великим русским народом. Чем сейчас, в мирное время, мешает акцент?

Между тем, положение башкирского языка, следовательно, и башкирской нации в Республике Башкортостан вызывает серьезную и обоснованную тревогу. И вот почему.

1.Сегодня башкирский язык практически полностью вытеснен из общественной жизни республики. Нет места башкирскому языку в высоких кабинетах и залах заседаний, присутственных местах, не ведутся на башкирском языке деловые бумаги, деловая переписка. Не звучит башкирская речь не только на массовых публичных мероприятиях, но и на небольших собраниях и совещаниях, где присутствует хотя бы один русский. Любая попытка заговорить на башкирском языке встречает протест «старшего брата» вплоть до демонстративного ухода из собрания. Такие демарши наблюдались не раз в нашем Зианчуринском районе, где башкиры составляют 74% населения. Еще 50 лет назад такого нельзя было и представить. Русские довольно сносно владели башкирским языком и не считали унизительным для себя общаться с башкиром на его языке.

Сужение сферы действия башкирского языка до рамок бытового общения унижает национальное достоинство его носителей, порождает комплекс неполноценности, ведет к потере его авторитета и обеднению словарного запаса. Если бы «старший брат» знал башкирский язык, проявлял уважение к нему, как к языку коренного населения, с которым живет бок о бок, ситуация была бы совсем другая.

2. «Оптимизация» системы образования привела к массовой реорганизации и закрытию сельских школ. Если учесть, что генофонд башкирского народа базируется на селе, - это сокрушительный удар по башкирской нации. Только в нашем Зианчуринском районе 7 из 24-х средних школ преобразованы в ООШ, 2 из 5-и ООШ в НШ, закрыты 11 НШ из 29-и, уволены по сокращению 72 учителя и воспитателя. Еще несколько школ ждут своей «оптимизации». Какое это бедствие для местного населения и для его будущего, поймет до конца только тот, кто побывает в его шкуре.

3. Введение Федерального государственного образовательного стандарта стало еще одним ударом по национальному образованию. Ясно, что это – прямой и скорый путь к свертыванию национального образования. В результате введения ФГОС 5 из 23-х русско-башкирских средних школ района стали чисто русскими, хотя до 95% учащихся – башкирской национальности. Еще в 5-ти русско-башкирских средних школах нет башкирских начальных классов. Люди хотят знать, такую дискриминационную в отношении национальных меньшинств политику Министерство образования и науки РФ ведет осознанно или по незнанию специфики национального образования России.

Вы, уважаемый Рустэм Закиевич, в одном из своих выступлений в телеэфире сказали: «Башкирский язык подвергается ассимиляции со стороны русского языка, татарского языка, английского языка. Поэтому нуждается в защите. В т.ч. со стороны государства». Ваши слова свидетельствуют о Вашей серьезной обеспокоенности положением башкирского языка. То, что Вы в последнее время вплотную занимаетесь вопросами устранения последствий «оптимизации» сельской школы, находит горячую поддержку населения района. Надеемся, что у Вас дойдут руки и до проблем башкирского языка. В то же время мы хорошо понимаем, что защита башкирского языка – прежде всего дело самого башкирского народа. Родители, педагоги, журналисты, писатели, ученые, все, кому небезразлична судьба своего народа, должны повышать всеми способами престиж башкирского языка и литературы, воспитывать у подрастающего поколения здоровый патриотизм, активную гражданскую позицию. Но для этого очень важно иметь понимание и поддержку представителей других национальностей. Прежде всего, русской и татарской общественности. Ведь межнациональное согласие одинаково выгодно всем. В этих целях и был принят Закон «О языках Республики Башкортостан».

Корреспонденты еженедельника «Аргументы недели» Ольга Малыш и Марина Долгих, сопровождавшие новоиспеченного гражданина РФ Ж.Депардье в его поездке по стране, задаются вопросом: «…Как случилось, что без подсказки заезжего актера мы оказались неспособными замечать и восхищаться этнической самобытностью народов собственной страны?» Это печально, что нас, нацменов, перестали замечать. Но во много крат печальнее, что есть силы, стремящиеся загнать в задворки эту самую этническую самобытность.

Исходя из вышеизложенного, курултай башкир Зианчуринского района РБ обращается

К Президенту РБ Р.З.Хамитову:

1. Обратить внимание на тенденциозность выступлений изданий «АиФ».Башкортостан.» и «АН».Башкортостан.» в отношении башкирского народа и его лидеров.

2. Довести до логического конца начатую Вами работу по устранению перегибов, допущенных при оптимизации сельских школ без учета местных условий и специфики национального образования.

3. Добиться отмены Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части единых требований к знаниям по русскому языку и литературе учащихся русских и национальных школ.

4. Восстановить обязательный ЕГЭ по башкирскому языку и литературе для учащихся башкирских школ с условием обязательного учета его результатов при поступлении в вузы и ссузы республики.

5. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать концепцию упорядочения преподавания в школах предметов регионального компонента, возможно, путем объединения в один предмет «Родной Башкортостан».

6. Вопрос об обязательности изучения башкирского языка учащимися русских школ рассматривать не как способ высвобождения часов для русского языка и литературы, а как средство гармонизации межнациональных отношений в республике.

К исполкому Всемирного курултая башкир:

1. Безотлагательно созвать внеочередной курултай башкир для обсуждения положения нации и выработки мер ее самозащиты перед лицом нависшей угрозы духовной деградации.

2. Поддержать наше обращение к Президенту РБ Р.З.Хамитову и оказывать руководству республики всемерное содействие в решении поставленных вопросов.

3. Совместно с национальными движениями других республик выработать и предъявить Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ требования по защите интересов национальных меньшинств при проведении образовательной политики.

4. Выйти из «подполья», развернуть активную работу с общественностью, особенно с молодежью, по разъяснению положения башкирского народа, по воспитанию патриотизма и гражданской активности, а также по развенчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.

Обращение принято на заседании исполкома курултая башкир 27 марта 2013 года единогласно.

Председатель исполкома Р.Идрисов

с.Исянгулово
Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы