20–22 ноябрь 2015 йыл,

Өфө ҡалаһы, БР-ҙың «Конгресс-холл» ДУП-ы

Просим Вас срочно прислать по e-mail план-график запланированных в рамках конкурса мероприятий с июня по ноябрь месяцы текущего года по запросу Оргкомитета конкурса.

Календарь

«    Апрель 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив

Январь 2016 (26)
Декабрь 2015 (53)
Ноябрь 2015 (7)
Октябрь 2015 (12)
Сентябрь 2015 (1)
Август 2015 (2)

Погода в республике Прогноз погоды


» » » Доклад Азнабаева Р.Т. на расширенном заседании 14 апреля 2015г.
Доклад Азнабаева Р.Т. на расширенном заседании 14 апреля 2015г.

Хәйерле көн хәрмәтле Башҡарма комитет ағзалары һәм саҡырылғандар!

Добрый день, уважаемые члены Исполкома, приглашенные и гости!

        

         О проведении расширенного заседания Исполкома Курултая, посвященного вопросу использования земель сельскохозяйственного назначения, было сказано еще в декабре 2013 года, во время работы выездного заседания Совета Исполкома в г. Стерлитамаке. В процессе подготовки этого вопроса при Исполкоме Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир» была сформирована специальная рабочая группа, куда по нашей просьбе вошли представители Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Министерства сельского хозяйства РБ, Госкомитета по строительству и архитектуре РБ, Управления Росреестра по РБ и Ассоциации фермерских и крестьянских хозяйств республики. Мы выражаем благодарность руководителям министерств и организаций за поддержку нашей инициативы. Мы также благодарны Вам, Франис Аскарьянович, за приглашение представителей Исполкома курултая для участия в парламентском слушании,   посвященного повышению плодородия почвы.

Члены рабочей группы участвовали в годовом собрании Союза сельскохозяйственных товаропроизводителей республики, также приняли участие в 2-х заседаниях рабочей группы при Минсельхозе РБ по выделению субсидий начинающим фермерам. Помимо этого выезжали в районы, где ознакомились с работой сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, изучали их опыт работы, проблемы с которыми они сталкиваются. Собрали информацию по использованию сельхозугодий и земельных паев в разрезе районов.

         Мы благодарим редакции газет «Башҡортостан», «Йәшлек», «Киске Өфө», которые в процессе подготовки сегодняшнего заседания регулярно освещали, вели дискуссию, поднимали проблемы о ходе земельной реформы. Все это, а также многочисленные встречи с населением, дали возможность всесторонне изучить проблему села.

         Сегодня мы на нашем заседании не сможем ответить на все вопросы селян, которые они высказывают во время встреч и пишут в письмах, да и мы не ставим такой цели.

Целью проведения нашего заседания является определение общих направлений совместной работы, оказание содействия Министерству сельского хозяйства и другим министерствам и ведомствам в распространении передовых форм и методов ведения хозяйств, совместно добиваться эффективного использования земель сельхозназначения. Это в русле требований жизни, которая сложилась после введения западом санкций против России.

         В «Земельный кодекс РФ», который вступил в силу в марте 2015 года, предложены изменения, которые уже называют продолжением крупнейшей земельной реформы последнего времени.

         Началом же аграрно-земельной реформы стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Во исполнение данного Указа Правительство России приняло Постановление от 29 декабря 1991 года «О реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий». В целях изменения производственных отношений на селе указанные акты устанавливали общие правовые нормы, касающиеся приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

         До введения санкций Россия покупала за границей продуктов питания на 10 млрд. дол. ежегодно, несмотря на то, что наша страна имеет сотни миллионов гектаров, где можно заниматься экологическим земледелием. Правда, за последние 20 лет отдельные участки зарастают кустарником и мелколесьем, но Господь повернул нашу безалаберность в нашу же пользу – сегодня это самые чистые земли мира. На всей остальной планете таких в сто раз меньше! Другие страны свои поля загадили пестицидами, ГМО. Поэтому экологически чистые продукты – самая дорогая в мире, и спрос на них растет ежегодно минимум на 20%. Мы своими земельными ресурсами можем прокормить 1,5 млрд. чел. и на экспорте продуктов питания можем зарабатывать 500 млрд. дол. ежегодно – почти столько же, сколько получаем от продажи сырья. Если этот потенциал реализовать, то экономика может вырасти в 2-3 раза уже к 2020 году. А это уже наша сила и социальная устойчивость страны.

Неслучайно Евросоюз тратит 42% бюджета на сельхозполитику, а мы – до 2% в лучшем случае.

Учитывая данное положение, экспертная группа Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам вышла с инициативой о создании системы государственных паевых земельных фондов. Они будут выпускать долгосрочные ценные бумаги, обеспеченные государственными землями. Консультации показали: крупнейшие мировые инвестфонды готовы такие бумаги покупать. Причем гектар земли они оценивают в 5… 10 тыс. дол. А у нас кадастровая стоимость этой земли – 500 долл. И через 25 лет эта ценная бумага будет обеспечена гектарами плодородной земли, которая может производить продукты питания. А их ничем не заменишь, ведь все в мире хотят питаться экологически чистыми продуктами. И поэтому к земле у всех нас должно быть самое трепетное отношение, потому что больше ее Господь не производит.

         Башҡорттарҙың аҫабалыҡ тарихы бик бай. Тарихы бер нисә мең йыллыҡ "Урал батыр ” эпосы кеүек, аҫабалыҡта тамыры менән меңәр йыл тәрәнлегенә китә. Уралда йәшәгән бер халыҡтың да башҡорттоҡо һымаҡ аҫаба хоҡуғы булмаған. Тәүтормош ваҡытынан алып башҡорттар Уралда ойошоп йәшәй башлай һәм бөгөнгәсә көн итә. Башҡа халыҡтар кеүек яҡшы тормош эҙләп күсенеп йөрөмәгән, сөнки ул төп мөлкәте тип үҙенең аҫаба ерен иҫәпләгән. Ере башҡортты ашатҡан, эсергән, һаҡлаған, кейендергән, балаларын үҫтергән, телен, ғөрөф-ғәҙәттәрен һаҡларға ярҙам иткән.

         Рәсәйгә үҙ теләге менән ҡушылғас та аҫабалыҡ хоҡуғын яҡлап башҡорттар 90 тапҡырға яҡын батшаға ҡаршы яуға күтәрелгән. Төп сәбәбе – тыуған ерҙе ситтәргә бирмәү, ошо ерҙә йәшәү, үҙ байлығына үҙе хужа булыу, ошонда үҙеңде кеше итеп тойоу һәм балаларына изге аманат итеп тапшырыу.

Относительного вотчинного права башкир на землю.

         Оренбургский и Самарский генерал-губернатор, генерал от инфантерии А.П.Безак написал: "Они (башкиры) одни во всем нашем государстве владеют землею на вотчинном праве. В другом месте нигде даром земли не дадут и даже у казаков земля казенная, им не принадлежащая, которую они ни продавать, ни отдавать в кортому (аренду) не могут, а башкирам все это дозволено законом”.

         Известно, что начиная, с 30-х годов прошлого века, несмотря на то что земли закреплялись за различными сельхозпредприятиями, единственным их собственником оставалось государство.  

В республике с соответствии с законом «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» бесплатная приватизация земель сельскохозяйственного назначения началась с 1 января 2006 года. Ее суть заключается в том, что земли сельскохозяйственного назначения делятся на земельные доли и распределяются между гражданами на праве собственности с получением соответствующего свидетельства. Несмотря на то, что была выделена земельная доля, часть граждан по разным причинам не воспользовалась правом регистрации своих долей как собственности. Поэтому процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения пока остается незавершенным. Сложилась противоречивая ситуация: земельные участки есть, а хозяев нет. По закону собственники земельных долей должны нести ответственность за их эффективное использование. А раз законных владельцев этих долей нет, то невозможно с кого-то требовать соблюдение закона об использовании этих участков по назначению. Все это привело к тому, что по данным Министерства сельского хозяйства республики за период с 1990 года площади обрабатываемой пашни сократились на 1 млн. 200 тыс. га.

Здесь необходимо сказать, что люди в этом не виноваты. Потому что выделение земельных паев началось поздно, сначала все земли (паи) передали колхозам, потом развалили колхозы, распродали скот, технику. И когда ничего не осталось сказали: получайте паи и производите зерно, выращивайте скот. Одной лопатой пшеницу не вырастишь. Еще добавляется оформление, налоги и отдельные люди вынуждены были отказаться от своих паев.

         Из общего земельного фонда Республики Башкортостана:

- 7,6 млн. га составляют земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 7,3 млн. га – сельскохозяйственные угодья.

         За все годы (2006-2011)  проведения в республике мероприятий по бесплатной приватизации земель сеьскохозяйственного назначения около 357 тыс. граждан, имеющих право на участие в бесплатной приватизации.

В целях устранения такого явления и был принят Федеральный закон от 29.12.2010 г. №435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения” и введена новая процедура признания земельной доли невостребованной. С 1 июля 2011 года Закон был приведен в действие и, казалось бы, сдвинул с места процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

         Необходимо отметить, что в республике в последние годы была проведена целенаправленная работа по организации государственной регистрации права собственности граждан на земельные доли. По состоянию на 1 апреля 2015 года 307 тысяч граждан, наделенных земельными долями, (86,1%) зарегистрировали свои права собственности на общей площади 1,9 млн. га. В Благовещенском, Иглинском и Чекмагушевском районах государственная регистрация права собственности на долевые (паевые) земли завершена.

         Своевременная регистрация права собственности на земельные доли позволила участникам долевой собственности осуществить распоряжение приватизированными земельными участиками. Так, на сегодняшний день в долгосрочную аренду сельскохозяйственным организациям передано около 1,6 млн. га сельскохозяйственных угодий на которые зарегистрированы права собственности. Однако многие фермеры, СПК, ООО арендуя паевые земли людей не платят арендную плату, т.е. не выделяют зерно, солому, сена. Поэтому между хозяином пая и фермером должен быть составлен договор аренды.

         К сожалению, еще имеются так называемые невостребованные земельные доли.

         В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”ими признаются те доли, собственники которых в течение трех и более лет подряд не передали их в аренду или не распорядились ими иным образом. Кроме этого, невостребованной земельной долей может быть признана доля, собственник которой умер, при этом отсутствуют наследники.

         Территориальными органами Минземимущества РБ соместно с органами местного самоуправления на отчетную дату выявлено на территории республики 49399 невостребованных земельных долей общей площадью 318,0 тыс. га.

         Әлеге көндә 60 мең кеше үҙенең пайына документ алмаған, улар ергә хужа түгел. Рәсәй законы буйынса ул ерҙәр өс йылдан һуң суд ҡарары менән муниципалитет (Совет) ҡарамағына күсә. Шулай итеп бушлай бирелгән ерҙе 60 мең кеше юғалта һәм унан доход ала алмай. Ә бит шул ерҙе арендаға биреп тә йәшәргә була.

         Всего же, в собственности муниципальных образований республики находится 14 329 земельных долей общей площадью 101 тыс. га или 4% от всех долевых (паевых) земель.

         Отдельно следует остановиться на отношениях, связанных с обротом земельных участков, находящихся в общей (долевой) собственности, и самими земельными долями. На сегодняшний день образовано свыше 3 тыс. земельных участков общей площадью около 213 тыс. га. Эти земельные участки выделяются для ведения кресьянских (фермерских) хозяйств.

         Завершая анализ ситуации, можно сделать следующие выводы: граждане стали собственниками основной части земель сельскохозяйственного назначения, а оставшиеся земельные доли и участки, начиная с 2012 года, постепенно переходят в собственность сельских поселений. И в дальнейшем роль сельских поселений в земельных отношениях, связанных долевой собственностью (паями), видимо, будет расти. Сейчас гражданин – собственник земельной доли может отказаться от нее, для чего необходимо подать соответствующее заявление в Росреестр. И на данную долю возникает право собственности соответствующего сельского поселения.

         Процесс оформления прав на земельные доли подтвердил необходимость не только законодательного регулирования, но и непосредственного активного участия граждан – собственников в его реализации. Т.е. граждане – жители республики должны принять самое активное участие в этом процессе. Поэтому мы вынесли этот важный вопрос на ваше обсуждение. Исполком МСОО "Всемирный курултай (конгресс) башкир” не может остаться в стороне от этих процессов.

Хөрмәтле дуҫтар! Үҙ еребеҙгә үҙебеҙ хужа булмаһаҡ, ситтәрҙең хужа булыуы ихтимал. Ҡайһы бер ауылдарыбыҙға буш торған йорттарҙы пай ерҙәрен ситтән килгән кешеләрҙең һатып алыу процесы башланды. Был бигерәк тә Ырымбур, Силәбе менән сиктәш булған райондарҙа күҙәтелә.

         Уважаемые члены Исполкома! Формы участия наших общественников в земельной реформе могут быть различными. Как говорил Президент РФ В.В.Путин, настоящее гражданское общество можно сформировать только тогда, когда государственные структуры работают сообща, рука об руку, с общественными организациями.

         Рассмотрим различные варианты использования земель.

         Первый вариант – это когда собственник использует свой земельный пай по своему усмотрению, сам обрабатывает ее и получает прибыль.

         Второй вариант – когда собственник передает свою долю в аренду фермеру или любому другому сельхозпроизводителю и получает дивиденды в разной форме.

Примеров хорошей организации сельскохозяйственного производства в различных формах хозяйствования много. В республике существуют сельскохозяйственные производственные кооперативы, фермерские хозяйства, индивидуальные и подсобные хозяйства. Успешная работа этих форм хозяйствования  зависит от организатора и той помощи администрации района, которую они оказывают им.

В ходе подготовки заседания члены рабочей группы обратили внимание на то, что в районах республики количество СПК распределено неравномерно. В отдельных районах количество коллективных хозяйств (СПК, ООО) доходят до 10-15. Большинство из них являются крепкими, имеют хороший доход, регулярно получают субсидии. Люди в них не хотят выделиться в фермеры. В других же районах (Абзелиловский, Баймакский) количество СПК, ООО доходит всего от 1 до 3-х. И у них экономические показатели за редким исключением слабые. Несколько положительных  примеров: в южных районах республики – Куюргазинском, Мелеузовском бывшие колхозы были реорганизованы в СПК «Искра» и СПК колхоз им Салавата.

СПК «Искра» (руководитель  - Мустафин Рамиль Гиниятович)  имеет 27000 гектаров сельхозугодий, из них:

- 16000 гектаров пашни,

- 5300 голов крупного рогатого скота, 

- 300 голов лошадей, 

- рабочих - 500 человек,

СПК объединяет 12 деревень.

Применяет нулевую технологию выращивания сельскохозяйственных культур. Участвует в программе 500 ферм: один коровник построен и действует, второй коровник строится. Имеются сушилки, комбикормовой завод. Прибыль СПК по итогам 2014 года – 16 млн. рубл.

         СПК им. Салавата (руководитель Фаткуллин Сибагат Абдулхаевич) имеет 9243 гектара земельных угодий, в том числе пашня – 6810 гектаров, работает 235 чел. СПК известен как новаторское хозяйство. Двадцать два года выращивает картофель по голландской технологии. СПК каждый год заканчивает с ощутимой прибылью. Вопросы быта 4-х населенных пунктов СПК решает самостоятельно. В 2014 году получена прибыль около 30 млн. руб.

         Крестьянское (фермерское) хозяйство Шарафутдинова Айрата Аликовича из Баймакского района создано в 2001 году. Он в течении почти 10 лет не мог нормально работать, так как бывший глава района не давал земли в аренду. Только с приходом Ситдикова Ильшата Хамитовича главой администрации района отношение к фермерам в Баймакском районе коренным образом изменилось. Сейчас фермер Айрат Шарафутдинов имеет в аренде почти 4 тыс. га земли. Собственникам земельных паев ежегодно, в зависимости от урожаев, выделяет от 6 до 8 центнеров зерна, солому. В республике количество таких успешных фермеров начинает увеличиваться.

         На заседаниях Комиссии Министерства сельского хозяйства, где начинающие фермеры защищали свои бизнес-проекты, мы видели много инициативных людей, которые действительно вызывают доверие в успешности их проектов. Во время беседы с начинающими фермерами на этой комиссии было видно и другое, которое нас должно серьезно беспокоить. Это, то что часть фермеров составляют бизнес-проекты только ради получения господдержки. Сами глубоко не вникают в суть экономики фермерского хозяйства, не могут аргументировать свои цифры и не имеют даже начальных предствлений о фермерском хозяйстве. Может мы ошибаемся, однако, с фермерами обучающие семинары надо проводить регулярно, а в селах и деревнях с жителями – владельцами индивидуальных подсобных хозяйств - занятия проводить обязательно.

Юғиһә закондарҙы сығарҙыҡ та көтөп ултырабыҙ, ҡайсан ауыл гөрләп эшләп башлар икән тип.

         Сегодня у сельчан фактически есть богатство – земля. А как получать доходы с земли представления разные. Мы до сих пор не определились кто прокормит страну: фермеры, кооперативы с участием государства, личные подсобные хозяйства или все вместе? Какова доля государственного участия, уровень поддержки государства? Все эти вопросы остаются открытыми и пока нет конкретного ответа.

         В селе во многих случаях вопросы использования земель сельхозназначения и земель сельских населенных пунктов жители вынуждены рассматривать почти одновременно.

В отдельных районах остро стоит вопрос расширения земель поселения для строительства индивидуального жилья. Отдельные сельские поселения не имеют генеральных планов, а изготовление их долгое и дорогое удовольствие, несмотря на то, что средства на оплату документов Генерального плана выделяется - из республиканского бюджета 70% от всей суммы, из районного бюджета 30%.

Задержка выделения земельных участков для строительства индивидуального жилья ускоряет отток молодежи из сельской местности. А это к чему приводит вы знаете; нехватка рабочей силы, отстутствие детей, закрытие школ, сокращение производства сельхозпродукции. Мы считаем, что вопрос расширения территорий поселений для строительства индивидуального жилья требует безотлагательного решения.

         Для решения возникающих вопросов лучшим механизмом является создание территориальных общественных самоуправлений (ТОСов). Это и предусмотрено ст. 27 Федерального закона ФЗ-131 "Об общих принципах местного самоуправления”. Сельские поселения должны иметь собственную систему местного самоуправления, в работу которого должно быть вовлечено больше половины части населения. ТОС может и должен активно взаимодействовать с муниципальной властью по вопросам развития территории поселения, вплоть до получения отдельных полномочий муниципалитета и финансовых средств для их реализации. Главным условием успешного создания и функционирования ТОСа является наличие в населенном пункте активных и компетентных управленческих кадров и активность населения. Жителям сел и деревень не нужно во всем рассчитывать на муниципальную власть, а максимально в пределах своих полномочий действовать самостоятельно, подавая властям пример эффективного метода хозяйствования.

         В нашей республике есть примеры такого функционирования ТОСов. Например, поселка Туяляс г. Сибая, дер. "Смакай” Ишимбайского района. Сегодня мы просим представителя ТОСа ”Смакай” поделиться мнениями о перспективах работы общественного самоуправления села.

         В ходе подготовки данного вопроса заседания исполкома Курултая мы встретились и с таким фактом, например, в Стерлитамакском районе, в течение 4-х лет под разными предлогами затягивается оформление земельных паев гажданам. В результате фермеры вынуждены работать на неоформленных земельных участках. Таким образом, фермеры, желающие добровольно трудиться, в течение нескольких лет фактически лишены государственной поддрежки: не могут претендовать на субсидии, не могут получать банковские кредиты, не могут участвовать в конкурсах, организуемых Министерством сельского хозяйства РФ. К тому же такое положение грозит и потерей выращенного урожая. Два фермера здесь обеспечивают 183 жителя 2-х населенных пунктов зерном, соломой, обеспечивают доставку кормов для скота, т.е. обспечивают жизнедеятельность села, а их деятельность получается не совсем законной.

         В связи с этим в Решении заседания Исполкома Курултая мы внесли пункт с обращением в судебные органы об ускорении принятия решения по земельным вопросам, учитывая их огромное социальное значение.

         Для улучшения жилищных условий семей, имеющих 3-х и более детей приняты законы РФ и РБ о выделении таким семьям бесплатно земельных участков для строительства. Однако в правоприменительной практике этих закнов не все так гладко, Например, в Уфимском районе многодетная семья не сумела получить участок. Семью защитил Уфимский районный суд, однако Верховный суд РБ отклонил это решение.

         Исполком Курултая просит рассмотреть в Госсобрание  поправки к этому закону.

         В целом по Республике площадь неоформленных республиканских земель составляет 760 тыс. га, по районам Южной лесостепной зоны 136 га. Наибольшие площади неоформленных земель остаются в Бакалинском, Аургазинском, Дюртюлинском, Кармаскалинском, Уфимском районах. Практически во всех сельских поселениях не зарегистрировано право муниципальной собственности на сельскохозяйственные угодья (пастбища и сенокосы), переданные в их введение. Закон буйынса ер 49 йылға арендаға бирелә. Береһе килеп ерҙәрҙе арендаға алһа ғумер буйына көтөүлектән, бесәнлектән ҡолаҡ ҡаҡтың тигән һүҙ. Поэтому необходимо поднять вопрос сокращения срока аренды земли - не 49 лет, как в настощее время, а лет на 5-10.

         Для многих руководителей сельхозпредприятий вопрос хранения зерна остается проблемой. Производители зерна несут убытки во время хранения своей продукции в элеваторах. Иногда получается, так, что оплата за хранение бывает больше, чем стоимость самого зерна.

         Элеваторҙар менән шулай килеп сыҡты. Ашлыҡ үҫтереүселәрҙең фекерен һорамайынса, республика мәнфәғәтен ҡайғыртмайынса, бөтәһендә һата башланылар. Сибай элеваторы кемгә оҡшамаған. Гөрләп эшләп торған предприятие ине - ашлыҡ эргәһендә, тирмән бар, ярма сығара, икмәк бешерә. Ә хәҙер Силәбеләр беҙҙең ашлыҡты эшкәртеп, беҙҙең кешеләрҙе эшләтеп, беҙгә он, ярма һата һәм аҡса һуға. Беҙҙең элеваторҙар бер нәмә эшләмәйенсә ултыралар. Ә "Ситно”бөтөн Башҡортостанды яулап алды.

         Сельхозпроизводители видят выход из этой ситуации в том, чтобы вернуть (т.е. выкупить обратно) элеваторы государству, с дальнейшей передачей элеватора в собственность сельхозпроизводителям. Это и справедливо, и будет экономически правильно. В результате население получит дешевую муку и другую продукцию без накруток у перекупщиков. Мы поддерживаем это мнение сельхопроизводителей и будем просить рассмотреть данное предложение о возврате элеваторов в собственность государству с дальнейшей передачей коллективу сельхозпроизводителей. Такое же положение с опытными станциями по семеноводству. Эти станции расформированы, а где фермеру брать сортовые семена? Если нет сортовых семян, сеют фуражным зерном соответственно фураж и вырастет.

         Уважаемые члены Исполкома и приглашенные! 

Законодательная основа и условия для успешного ведения сельскохозяйственного производства в новых условиях в республике имеется. Это доказывает успешная работа различных форм ведения сельхозпроизводства. В то же время надо отметить, что необходимо усилить работу по повышению юридической грамотности сельского населения в первую очередь,  не забывая и руководителей - начиная с районного уровня  до сельских. Необходимо усилить контроль за выделением земель находящихся в муниципальной сосбтсвенности. Для этого нужно избрать депутатами всех уровней честных, грамотных патриотов.

Много бюрократии на местах, отдельные персоны пытаются в переходной период набить себе карманы. Необходимо, наконец, понять депутатам всех уровней, что сельское хозяйство это не "черная дыра”, это жизнь, это благосостояние, это независимость нашей страны. Не создавая условия для сельхозпроизводителя, не налаживая быт селян мы никогда не получим дешевой продукции питания в достаточном количестве. Без своей продукции страну будут трясти постоянные кризисы и зависимость от других.

Мы надеемся, что на сегодняшнем заседании Исполкома услышать деловые предложения по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства в республике и устранению отдельных недочетов и недостатков, допущенных в последние годы.

Иғтирабығыҙ өсөн рәхмәт. Благодарю за внимание.

 

 

Опрос

Знаете ли вы башкирский язык?

• Популярное
Пресса Башкортостана
Полезные ресурсы